Вторник, 23.4.2024
Главная » 2010 » Апрель » 11 » Колонизация Марса: сначала роботы, потом люди
Колонизация Марса: сначала роботы, потом люди

Колонизация Марса: сначала роботы, потом людиБлижайшие десять лет NASA планирует отрабатывать на Марсе технологию, тактику и стратегию первой земной планетарной колонизации. Через каких-нибудь 5-7 лет на "красной планете" будет неустанно трудиться команда из 200-500 роботов, которые к концу десятилетия подготовят фазу-II —- прибытие первого землянина. Успехи космического аппарата "Одиссей-Марс-2001" и данные, полученные межпланетным зондом Mars Global Surveyor, подтверждающие вероятность водных запасов на планете, не оставляют сомнений в том, что четвёртая планета Солнечной системы станет первой, поверхность которой будут топтать ноги землян."Одиссей" будет изучать Марс "вблизи" с января 2002 года по июль 2004. В начале будет проанализировано распределение минералов и химических элементов по поверхности планеты, а одним из главных пунктов исследований является водород, который присутствует на Марсе в виде водяного льда на небольшой глубине под его поверхностью. Также будет исследоваться интенсивность радиоактивного космического излучения вокруг планеты —- это важно для будущих пилотируемых экспедиций на Марс, которые планирует NASA. Их будет десять. Наиболее значимые —- в 2003, 2005 и 2007 годах. Ещё летом 2001 года NASA объявило о десяти наиболее перспективных проектах исследования Марса, которые были выбраны среди множества предложенных вариантов экспедиции к "красной планете" в 2007 году. В ближайшее время отобранные команды разработчиков получат финансирование на проведение шестимесячных исследований.

Среди наиболее интересных проектов стоит отметить: создание роботов для сбора и возвращения на Землю образцов марсианской почвы, строительство сети из небольших посадочных модулей, разработку вездеходов, предназначенных для определения реального возраста скал и почвы Марса, а также роботов, способных карабкаться по отвесным скалам. В ходе стремительных шестимесячных исследований NASA будет уточнять цели новой миссии. Каждый из претендентов получит $150 тысяч на первоначальное проведение всестороннего анализа своего проекта. Естественно, работа будет контролироваться специалистами космического агентства. Концепции для миссий 2007 года, действительно, представляют интерес, так как, в целом, каждый аппарат будет создан с учётом полученной специфической марсианской информации.1. SCIM (Sample Collection for Investigation of Mars —- Сбор Образцов для Исследования Марса) —- эта миссия ставит своей целью сбор атмосферной пыли и газа с помощью аэрогеля с последующей доставкой на Землю по "траектории свободного возвращения".2. Китти-Хок (KittyHawk) —- предусматривает использование трёх планеров для изучения состава и стратиграфии (последовательности формирования горных пород) стен долины Marineris в местах, недоступных для спутников и наземных аппаратов.3. Юрэй (Urey) —- высадка наземного вездехода, позволяющего определить абсолютный возраст геологических материалов на любой планете.4. MACO (Mars Atmospheric Constellation Observatory —- Марсианская Атмосферная Звездная Обсерватория) —- запуск сети микроспутников, предназначенных для создания трёхмерной карты атмосферы планеты, что позволит в дальнейшем по-новому взглянуть на местный климат.5. Артемида (Artemis) —- в этой миссии три микровездехода будут изучать поверхность "красной планеты", её климат и органические материалы (если таковые будут обнаружены).

Причем два аппарата из трёх предназначены специально для исследования полярных регионов планеты.6. MEO (Mars Environmental Observer —- Исследователь Окружающей Среды Марса) —- это запуск научного спутника, который будет изучать роль воды, пыли, льда и других материалов в атмосфере планеты, для того, чтобы можно было определить основные этапы гидрологического цикла.7. Паскаль (Pascal) —- строительство сети из 24 метеорологических станций на поверхности Марса обеспечит более двух лет непрерывного мониторинга влажности, температуры, давления и других параметров.8. Марсианский Разведывательный Радар (Mars Scout Radar) —- данный спутник при помощи радара с синтезированной апертурой позволит создать геоморфологическую карту поверхности и подповерхностного слоя глубиной до трёх метров, для поиска скрытых каналов воды и подобных исследований.9. Наяды (The Naiades) —- в этой миссии четыре посадочных модуля будут искать жидкую воду в нижнем горизонте почвы с помощью низкочастотного звука.10. Крио-Разведчик (CryoScout) —- в ходе миссии планируется, расплавляя лед марсианских ледяных шапок, достигнуть глубин от 10 до 100 метров, исследуя, по ходу движения, состав воды и входящих в неё органических компонентов (если таковые будут найдены).Как заявили специалисты NASA, в программу включены и пилотируемые полёты. Напомним, что на сегодняшний день сделаны два значительных открытия, которые, возможно, и стали решающими для интенсификации подготовки к колонизации. Первое —- это фотографии разветвлённой извилистой долины длиной в сотни километров. На фотографии отчётливо видны каналы, напоминающие высохшие русла земных рек. Не исключено, что когда-то температура и давление на планете могли быть выше и по поверхности Марса текли реки. Может быть, несколько миллиардов лет назад большая часть планеты была покрыта водой. Второе открытие —- это данные о наличии на поверхности Марса больших запасов водорода, что может свидетельствовать о присутствии в недрах "красной планеты" большого количества замёрзшей воды. По разным данным, ледяные шапки на полюсах Марса содержат достаточно воды, чтобы покрыть планету слоем в 15 метров.

Тем временем "Одиссей" продолжает снижение. При наибольшем приближении к Марсу аппарат будет проходить по верхним слоям его атмосферы. В конце января 2002 года аппарат выйдет на достаточно низкую орбиту, с которой будут производиться научные исследования. Мощная глобальная пылевая буря, которая длится последние несколько месяцев, вызывает у контролирующих работу "Одиссея" специалистов определённые опасения —- возможны перебои связи с Землёй. Во время выполнения своей научной программы и после её окончания орбитальный аппарат "Одиссея" будет служить ретранслятором для космических аппаратов, которые прибудут к Марсу позднее, а также обеспечивать связь марсоходов с Землёй. Статья получена: Membrana. ru