Четверг, 18.4.2024
Главная » 2011 » Август » 20 » Насекомые против терроризма: пчёлы уже ищут взрывчатку
Насекомые против терроризма: пчёлы уже ищут взрывчатку

Насекомые против терроризма: пчёлы уже ищут взрывчаткуУчёные, работающие на Пентагон, уверены, что производством мёда возможности пчёл не ограничиваются, и обучают их поиску взрывчатых веществ, полагая, что насекомые в этом деле могут превзойти собак. На взрывчатку натаскивают не каких-то диковинных, а самых что ни на есть обычных пчёл. Эта работа находится на самой ранней стадии, но уже обнаружилось немало сложностей: пчёлы —- это всё-таки не собаки, они отказываются "работать" ночью и в ненастную погоду, к тому же трудно представить себе рой, проверяющий багаж в аэропорту. Но у пчёл, как выяснилось, имеются уникальные способности: чрезвычайная чувствительность к молекулярным "следам" и возможность охвата самых укромных уголков, если, конечно, пчёлы находятся в поиске пищи. Должностные лица из Пентагона рассказывают, что идея относительно привлечения пчёл для поиска взрывчатки имеет проблему с PR —- это, как выразился один из чиновников, "фактор хихиканья" ("giggle factor"). Впрочем, хихиканье уже давно не смущает американских военных, к тому же учёные, работающие над проектом, убеждены, что у данной идеи очень большой потенциал: "Мы полагаем, что пчёлы, по крайней мере, в плане чувствительности, гораздо способнее собак", —- сообщил доктор Алан Рудольф (Alan S. Rudolph), руководитель отдела оборонных научных программ DARPA (Defense Sciences Office of the Defense Advanced Research Projects Agency), который наблюдает за ходом экспериментов. Может быть, пчёл можно обучить не только обнаруживать террористов, но и задерживать их? В научно-исследовательской лаборатории ВВС на авиабазе в Техасе (Air Force Research Laboratory at Brooks Air Force Base) недавно были проанализированы результаты испытаний, в ходе которых подтвердились способности пчёл —- они обнаруживают взрывчатые вещества в 99% случаев. Это, конечно, здорово, но как военные узнают, что пчела нашла взрывчатку?

Разумеется, есть варианты решения и этой проблемы. В течение месяца группа учёных планирует провести первые полевые испытания нового радиопередатчика размером с крупицу соли, который предполагается использовать для слежения за пчёлами, когда те ищут взрывчатку. Однако такая сложная технология будет использоваться не всегда —- нет необходимости в передатчиках для того, чтобы остановить подозрительный грузовик, облепленный спецпчёлами. Кстати, "фокус" с грузовиками уже был опробован после 11 сентября. При ближайшем рассмотрении пчела выглядит таким монстром, что "фактор хихиканья" как-то пропадает. Уже давно не до хихиканья и биологам из университета Монтаны (University of Montana), где на протяжении нескольких лет пчёл тренируют на поиск по запаху, используя классическую дрессировочную методу: сделал дело —- получи награду. В качестве приза пчёлам выдают воду и сахар. Сладости расходуются не зря —- выучив новый аромат, пчела передаёт своё знание сородичам. Таким образом, за пару часов на поиски нового запаха можно направить весь улей, который будет роиться, отыскивая, вместо цветов, динамит, нитроглицерин, 2,4-динитротолуол и тому подобное.

По идее представителей DARPA, ульи натасканных на поиск взрывчатки пчёл будут размещены вблизи всех важных контрольно-пропускных пунктов, чтобы насекомые в любую минуту могли принять меры против потенциальных террористов. Само собой, всё это будет не завтра —- предстоит проделать огромную работу, ведь учёные до сих пор не знают, насколько поведение пчёл предсказуемо. Кстати, пчёлы —- не единственные, кого Пентагон собирается привлечь на антитеррористическую службу: чувствительностью к химикатам и подвижностью отличается, например, моль. Не сбрасываются со счетов и другие виды насекомых. Начиная с 1998 года, американские военные вложили $25 миллионов в исследования, целью которых является создание управляемых биологических систем, использование повадок животных в военных технологиях и тому подобное: чтобы самолёты летали как птицы, подлодки плавали как рыбы и наоборот. Статья о науки и техники получена: Membrana. ru