Приветствую Вас Гость • Регистрация • Вход • RSS
Понедельник, 25.11.2024
Главная » 2010 » Июль » 9 » Музыка и электричество. Заключение: Меллотрон —- прадед цифровых сэмплеров
11:58
Музыка и электричество. Заключение: Меллотрон —- прадед цифровых сэмплеров

Музыка и электричество. Заключение: Меллотрон —- прадед цифровых сэмплеровОчень часто случается, что всякие ухищрения, придуманные человеком, впоследствии используются с несколько иными целями и намерениями, нежели изначально задумывалось. Так случилось и с меллотроном. В 1946 году некий музыкант Гарри Чэмберлин (Harry Chamberlin) развлекался тем, что записывал свою игру на органе (очевидно, "Хаммонде") на магнитофон. И тут ему пришла в голову идея: если можно сделать запись своей игры, то почему бы не построить машину, которая воспроизводила эти и любые другие звуки, когда нужно? Говорят, первым изделием Чэмберлина стала машина под названием Model 100 Rythmate, которую предприимчивый изобретатель стал продавать в качестве дополнения к домашним электроорганам. На лентах Rythmate было записано 14 барабанных "лупов" ("петель", циклически повторяющихся музыкальных и ритмических фрагментов), обеспечивавших весьма убедительный аккомпанемент для органиста.

Машина обрела успех, и воодушевлённый этим Чемберлин взялся за дальнейшие разработки. Model 200 уже была снабжена клавиатурой. Лесли Брэдли, один из отцов меллотрона. Последующие творения Чэмберлина были в чём-то хороши, в чём-то слабоваты, но к 1960-му году у него уже были магазин в Онтарио и куча заказов. Через некоторое время Гарри принанял некоего Билла Фрэнсена (Bill Fransen), которому было поручено заниматься продажами. Фрэнсен был умным человеком и, судя по всему, умел наладить оптовые поставки угля самому чёрту. Он быстро выполнил свою задачу, и одновременно смекнул, что с господином изобретателем каши, как говорится, не сваришь. Почему?

Во-первых, Чэмберлин уже не справлялся с обилием заказов. Во-вторых, все его изделия имели одни и те же родовые травмы, вроде неодинаковых считывающих головок, из-за чего различные клавиши звучали совсем по-разному. Было ещё много других недостатков, а Чэмберлин, похоже, и не собирался никак их исправлять. В общем, Фрэнсен "позаимствовал" два инструмента Model 600 Music Masters, и дёрнул с ними в Англию, в надежде отыскать там каких-нибудь ребят с руками и головой, которые могли бы довести изобретение Чэмберлина до ума. Нашёл. Ими стали братья Брэдли —- Лесли, Фрэнк и Норман (Lesly, Frank, Norman Bradley), судя по всему, владельцы компании Bradmatic.

Mellotron Model 400, одна из самых популярных моделей меллотронов."Мне нужны 70 одинаковых магнитофонных головок", —- заявил Фрэнсен мистеру Лесли Брэдли. Подивившись, тот поговорил с братьями, и Фрэнсен скоро получил то, что требовалось. А затем продемонстрировал Брэдли творение Чэмберлина."Эту штуку надо немного подправить и запустить в серийное производство. Возьмётесь?" —- спросил Билл Фрэнсен. "С превеликим удовольствием", —- ответили братья. И взялись.

Chamberlin M1 1971 года. Наиболее известный и "богатый" агрегат, воспроизводивший звучание 16 инструментов. Прошёл ещё год, прежде чем они узнали, что привёз им Билл, и кто был изобретателем. Тот сам заявился в Bradmatic, и был он не в самом хорошем настроении. Точнее, на последнем градусе бешенства. Мордобоя, слава Богу, не случилось, а случилась официальная сделка: братья Брэдли приобрели лицензию на производство аппаратов Чэмберлина —- за 30 000 фунтов стерлингов. На дворе стоял 1966 год. Гарри нехотя пожал руку Биллу (а мог бы и врезать, благо было за что), и отправился обратно к себе в США, продолжать разработки.

Его инструменты получили название Chamberlins. Mellotron —- название, которое дали своему детищу братья Брэдли. Chamberlins всухую проигрывали меллотронам, просто потому, что за то время, пока Гарри собирал один свой инструмент, братья Брэдли успевали собрать дюжину. Ну а кроме того, не стоит забывать где производились меллотроны, и где —- "Чэмберлины". А также откуда были родом самые популярные рок-группы того времени —- The Beatles, Pink Floyd и King Crimson? Последние, кстати, особо активно использовали меллотрон, особенно на ранних альбомах. Схема внутреннего устройства меллотрона. Cписок музыкальных записей, на которых звучит меллотрон, можно найти здесь. Там 1054 наименования, и это, говорят, далеко не всё. Сам по себе меллотрон является воспроизводителем сэмплов (то есть, заранее подготовленных фрагментов звучания того или иного инструмента), при этом сэмплы записаны на магнитные ленты.

То есть, по сути, это управляемый ленточный магнитофон. Под каждой клавишей меллотрона протянута лента толщиной около сантиметра и длиной в шесть футов (без малого два метра), закреплённая клеммами на разных концах корпуса инструмента. "Отыгранная" часть ленты располагается в специальном резервуаре, остальное держится на нескольких валиках, расположенных так, что натянутая лента сбоку выглядит как удлинённая буква W. Нажатая клавиша придавливает ленту к вращающемуся кабестану и считывающей головке. Появляется звук. Mellotron MK VI —- выпущен совсем недавно, между 1999 и 2001 годом.

Особый механизм контролирует постоянную скорость движения ленты, хотя скачки в напряжении могут вызывать задержки и ускорения. Скорость движения ленты очень велика —- 0,19 м/с, следовательно, для того, чтобы промотать ленту на всю длину, хватит 9 секунд, после чего нота смолкнет. Когда клавиша отпускается, лента быстро отматывается назад, на исходную позицию, поэтому начальный фрагмент звука (attack) воспроизводится каждый раз. Конструкция весьма громоздкая - звучание, как уже сказано, сильно зависит от изменений напряжения, необходимость подстройки двигателя. На самом деле, если так подумать, идея была сплошным надувательством: прообраз меллотрона Model 200 Keyboard, и всё, что за ним последовало, —- это были управляемые магнитофоны, замаскированные под музыкальные инструменты, да ещё и клавишные, для пущей убедительности. Но как-то от этого никто не страдает.

Группа King Crimson. Вот тут-то мы и подходим к тому, с чего начали: меллотрон, который задумывался как технологический суррогат для живых инструментов, но в итоге его звук стал использоваться музыкантами ради него самого. Трудно было бы "Битлам" найти "живого" флейтиста для Strawberry Fields? Или, может, у King Crimson, ABBA или Aerosmith не хватало средств для найма "живых" исполнителей?

Нет, просто даже самые "мудрёные" цифровые сэмплеры оказываются не способными воспроизводить звуки других инструментов так же, как это делал их прадедушка. И в звучании ни одного из них нет той особой печали, которая характерна для меллотрона...Статья о науки и техники получена: Membrana. ru

Категория: Инновации | | Теги: технологии, техника Рейтинг: 0.0/0

Другие новости:

Электронный колобок Eye Ball шпионит сразу во всех направлениях
Энергоэффективная москва
Robotic Cockroach: чего нам ждать от роботов-тараканов?
Ломать, крушить и рвать на части: что делают со звуком эффект-процессоры. Окончание
Заокеанский "Пеликан" заклюёт украинскую "Мечту"?
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: