Приветствую Вас Гость • Регистрация • Вход • RSS
Пятница, 26.4.2024
Главная » 2011 » Август » 5 » Машиностроители 1960-х: автомобилю ХХI века нужен атомный реактор
13:02
Машиностроители 1960-х: автомобилю ХХI века нужен атомный реактор

Машиностроители 1960-х: автомобилю ХХI века нужен атомный реактор"Передовые стилисты не ограничены существующими техническими и научными достижениями. Свобода мысли —- ключ к прогрессивному автомобильному конструированию. Seattle-ite приведёт к созданию новых понятий в моделировании, комфорте и безопасности". Это фрагмент брошюры, посвящённой концепткару Ford Seattle-ite XXI. Скромному такому ядерному автомобилю 1962 года. Но по порядку. История эта началась, по крайней мере, ещё в 1958 году, когда Ford создал концепт-кар Nucleon. Строго говоря, это был даже не концепт-кар, а лишь макет в масштабе 3/8. Однако, отвечая на романтические настроения эпохи, Nucleon "приводился" в движение атомным реактором, установленным в задней части машины. Конечно, такой компактный реактор никогда не был создан. Но американцы верили, что в будущем ядерные установки будут существенно уменьшены в размерах.

И в чём-то они оказались правы. Компактные ядерные агрегаты США и СССР научились ставить на спутники. Ядерные реактивные двигатели полным ходом разрабатывались не только для космических ракет, но также для крылатых ракет и даже межконтинентальных бомбардировщиков. Nucleon никогда не был построен в полном масштабе (фото с сайта geocities. com). Nucleon, по неким умозрительным оценкам, должен был пробегать 8 тысяч километров без загрузки ядерного топлива, которое на заре атомной эры многим представлялось безопасным и жизнеспособным источником энергии. В 1962 году Ford построил полноразмерный Seattle-ite XXI, куда более завораживающий и элегантный, чем неказистый, скажем прямо, Nucleon.

Но главное —- Seattle-ite оказался, без иронии, богатейшей россыпью идей "на будущее".Автомобиль имел четыре передних колеса —- ведущих и управляемых одновременно. Четыре передних колеса несколько раз "всплывали" в истории автостроения, но так и не стали привычными для взгляда (фото с сайта gizmo. com. au). Для него "предусмотрели" компьютерное управление на магистрали, стеклянный колпак переменной прозрачности, повышающий эффективность кондиционирования, управляемые жалюзи на заднем окне и рулевое управление без традиционного руля, позволяющее вести машину лишь слегка двигая кончиками пальцев.

Источники энергии предусматривались разные. Во-первых, топливные элементы с возможностью, как сказали бы компьютерщики, "горячей замены". А во-вторых, как указывали инженеры "возможно, будут установлены", некие компактные ядерные устройства. Вся передняя часть автомобиля с четырьмя колёсами и силовым агрегатом в 400 лошадиных сил (как гласила реклама, для трансконтинентальных путешествий) могла отстёгиваться, а на её место подсоединялся бы маленький модуль с экономичным 60-сильным мотором для неспешной городской езды. Всё управление подключалось бы через простой разъём. Привет из прошлого инженерам GM c их концептом AUTOnomy 2002 года. Салон Seattle-ite —- традиционного руля нет (иллюстрация с сайта gizmo. com. au).Ещё авторы машины заложили в проект-мечту интерактивную навигационную систему с подвижной картой местности и автоматическую информационную систему, показывающую, к примеру, состояние агрегатов и прогноз погоды.

Всё это —- за десять лет до изобретения микрочипов, за пятнадцать —- до навигационных спутников и за сорок —- до наших дней, когда топливные элементы только-только стали жизнеспособными. Может, на очереди всё же ядерный привод? Сказать про ядерную энергию "безопасная" —- это, конечно, слишком смело. Но посмотрите. Атомный Seattle-ite был наивной мечтой, но всё же чертовки красивой мечтой (фото с сайта gizmo. com. au).Четыре передних колеса, дающие лучшую управляемость и устойчивость, лучшее торможение и сопротивляемость аквапланированию, после многих лет забвения вернулись в виде серийного суперкара Covini C6W. Затеняемые по желанию водителя стёкла можно найти на некоторых дорогих лимузинах. Про компьютерную навигацию и говорить нечего.

Да и настоящее управление автомобиля компьютером —- уже не фантастика. Так по замыслу инженеров Ford менялся передний модуль Seattle-ite (иллюстрация с сайта gizmo. com. au).Экспериментальных таких машин —- хоть отбавляй, а, скажем, система автоматической парковки —- уже в продаже. Про модульные, составные и прочие трансформируемые автомобили до сих пор регулярно вспоминают лишь создатели концепт-каров. Люди предпочитают, если уж так нужно, купить два разных автомобиля —- для города и для души. Конечно, далеко не все могут себе это позволить. Но и атомный шестиколёсник был бы не дешевле двух машин. Однако, несмотря на сомнительную реализуемость, Seattle-ite нельзя назвать неудачей.

Дизайн Seattle-ite недвусмысленно указывает на начало космической эры (фото с сайта gizmo. com. au).Где нынче размах, несвязанность догмами, который был присущ американским мечтателям 1950-х и 1960-х? "Передовые стилисты не ограничены существующими техническими и научными достижениями", —- говорили автостроители. Не в атомном приводе дело, ей богу. Пусть это тупик. Но сам подход вызывает уважение. Много ли найдётся теперь столь же ярких идей? Статья о науки и техники получена: Membrana.

ru

Категория: Новости | | Теги: компьютер, техника, система, наука Рейтинг: 0.0/0

Другие новости:

Мегатанкер Knock Nevis выпивает месторождения залпом
Прокат за гранью возможного
От хомяка-невидимки к прозрачному человеку
Чёрные дыры затягивают американских учёных
Шахматная битва человека с компьютером закончилась, победителей нет
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: