Четверг, 18.4.2024
Главная » 2011 » Апрель » 25 » Древний космический корабль готовится к солнечному удару
Древний космический корабль готовится к солнечному удару

Древний космический корабль готовится к солнечному ударуСтанция Voyager 1, находящаяся дальше, чем какое-либо творение человека (14,5 миллиардов километров от Солнца и практически столько же от Земли) —- "скучает от безделья". Но буквально на днях всё изменится. Кораблю, запущенному ещё в 1977 году, предстоит важная работа —- обнаружение радиосигналов с невидимой границы нашей системы. Американский корабль Voyager 1 посылает сигнал на Землю почти каждый день вот уже четверть века. Но сейчас в них мало чего интересного. Там, на краю Солнечной системы, уже далеко за орбитой девятой планеты —- Плутона (Voyager 1 находится почти в два с половиной раза дальше него от Солнца) —- тихо, темно и скучно. Но вот со дня на день учёные ожидают важное событие, которое выдвинет древнего путешественника на первые строки в научных новостях. Огромная ударная волна от беспрецедентной солнечной вспышки должна настичь маленький зонд.

Помните уникальные солнечные штормы октября и ноября 2003 года? Гигантские пятна на дневном светиле тогда разродились мощными плазменными выбросами, некоторые из них были сильнейшими в истории наблюдений. Когда миллиарднотонные облака плазмы, изгнанные из Солнца со скоростью 2 тысячи километров в секунду, достигли Земли, здесь наблюдался феноменальный магнитный шторм. Тысячи людей, даже будучи укрытыми защитным магнитным полем планеты, жаловались на головную боль, погода вытворяла нечто необычное, а северное сияние наблюдали даже во Флориде! Один из мощнейших взрывов на Солнце, происходивших осенью 2003 года (фото с сайта gsfc.

nasa. gov).К тому же, наша планета получила новый лучевой пояс, который сохранялся несколько недель. Почти год спустя обыватели подзабыли о происшедшем, но не учёные. Шторм не закончен. Облака плазмы продолжают своё путешествие к краю Солнечной системы. И теперь они должны поразить Voyager 1.Может быть, "поразить" —- сильно сказано. За долгое путешествие плазма рассеялась, и её плотность сейчас так низка, что воздействие на аппарат будет не сильнее удара пёрышка. Но для исследователей это будет необычайно важным событием.

Почему —- скажем чуть ниже. А пока заметим —- другие космические корабли, находящиеся в космосе, уже встретились с этой ударной волной. В конце октября 2003 года плазменный фронт пронёсся мимо Mars Odyssey, находящийся на орбите вокруг Красной планеты. Интенсивная радиация повредила один из инструментов аппарата, разработанный, вот ирония, для изучения солнечных штормов. Этот шторм оказался ему "не по зубам".Когда ударная волна достигла Сатурна, аппарат Cassini обнаружил пульсирующую радио-эмиссию, сигнализирующую о мощном магнитном шторме на планете. Сатурн (как и Земля, и Юпитер) имеет "защитный пузырь" —- магнитосферу.

"Взрывная волна от Солнечных вспышек была достаточно мощной, чтобы зажечь магнитный шторм даже на Сатурне, а ведь он почти в десять раз дальше от Солнца, чем Земля. Это внушительно", —- делится впечатлением от увиденного один из учёных миссии Voyager Эд Стоун (Ed Stone).Огромное облако плазмы, растянувшееся поперёк Солнечной системы, на чудовищной скорости несётся к той точке, где жёстким фронтом сталкиваются два ветра —- солнечный и межзвёздный. Самое маленькое кольцо —- орбита Юпитера. Орбита Земли в таком масштабе не видна (иллюстрация сайта gsfc. nasa.

gov).Ноябрь, декабрь… апрель. Ударная волна настигает Voyager 2 —- близнеца Voyager 1, запущенного почти одновременно с ним, но находящегося сейчас чуть ближе к нам (11,2 миллиарда километров от Земли).Ничего особенного со станцией не произошло —- скорость ударного фронта упала до каких-то 600 километров в секунду. Voyager 2 передал кучу полезных сведений о волне —- температуру, магнитные параметры и так далее —- что наряду с другими измерениями поможет лучше понять распространение подобных штормов по системе. Ведь когда-нибудь там будут летать люди, и мы должны знать —- чего ожидать в таких случаях. И всё же, почему пересечение фронта от солнечного взрыва именно с Voyager 1 интересует учёных намного сильнее, чем все предыдущие события, связанные с этим штормом?

Дело в том, что оба эти корабля, и первым —- Voyager 1 —- скоро достигнут края магнитосферы самого Солнца —- "гелиосферы" —- обширного магнитного пузыря, заключающего в себе все девять планет. Вне гелиосферы лежит межзвёздное пространство. Voyager 1 окажется ближе всех к грандиозному событию (иллюстрация с сайта nasa. gov). Когда ударная волна доберётся до границы гелиосферы, произойдёт интересная коллизия.

"Пузырь" не выпустит плазму наружу, но прогнётся под её ударом на 600 миллионов километров, а затем ринется назад. Стоун говорит, что возможны своеобразные радио-взрывы на частотах примерно 2-3 кГц, знаменующие воздействие облаков плазмы на гелиосферу. Voyager 1 имеет на борту приёмник, который может сделать запись взрывов и сообщить о них на Землю, тем самым, обнаружив эфемерную оболочку нашей Солнечной системы и узнав о ней много нового. Нужно вспомнить, что корабли Voyager 1 и 2 посетили Юпитер и Сатурн (а Voyager 2 —- ещё и Уран, и Нептун).

Именно с этой целью их запускали, и это были одни из самых грандиозных миссий человечества в космосе. Но учёные не напрасно продолжали работу с аппаратами —- они не зря ждали десятилетия. Наблюдение почти на месте такого грандиозного события, как беспрецедентное столкновение мощнейшей ударной волны плазмы с гелиосферой, быть может, не менее важно, чем все предыдущие открытия этих машин. Кстати, возможно именно сейчас Voyager 1 подбирается к границе Солнечной системы, хотя уже прошлом году учёные фиксировали резкое падение скорости солнечного ветра в окрестностях аппарата, что давало повод говорить о подходе к краю нашей системы. Маленькая станция готовится "пробить головой дырку в небесной сфере", подобно монаху со старинной гравюры. Что мы увидим там? Американские учёные не без амбиций именуют работу древней машины Voyager межзвёздной миссией. Статья получена: Membrana.

ru