Игрушки? Вполне серьёзные мотоциклы, только крошечные. Алюминиевые сплавы и карбон, дизайн, подобный внешности "взрослых" спортбайков, дисковые тормоза, гоночные покрышки-слики, ДВС - если это и игрушки, то игрушки для взрослых. На покет-байках (pocketbike) даже проводят соревнования. Адепты покет-байков настаивают на этом названии, дабы не было путаницы с мини-байками. Поясним: мини-байками европейцы и американцы называют всяческие компактные, однако банальные по конструкции, мотосредства (но не скутеры), отличающиеся сравнительно высокой посадкой. Сильно облегчённые мопеды на маленьких колёсах - это примерно то, что подразумевают под "мини"."Покет" же - это особая философия. Это уровень конструкции не сильно уступающий начинке (и дизайну) дорогих спортивных мотоциклов, только в миниатюрном исполнении. Изобрели этот вид мотоциклов японцы, где-то в восьмидесятых годах.
Позднее идею подхватили итальянские производители. Гонщикам не нужен трейлер, чтобы прибыть на соревнования (фото с сайта minimoto-usa. com). Постепенно покет-байки завоевали Страну Восходящего Солнца, Западную Европу (в Италии, скажем, проводят официальный кубок, в рамках национальной федерации мотоспорта), а сравнительно недавно - США. Гонки на этих мотоциклах проводят на самых различных площадках - от "взрослых" автодромов и картинговых трасс до свободных автостоянок. Сейчас выпуском таких машин занимается несколько компаний в разных странах. Фанаты покет-гонок называют, например, итальянские марки ATM, Pasini, Polini и ZPF. Миниатюрные мотоциклы делятся на ряд классов в зависимости от установленных двигателей. Двухтактные моторчики объёмом в 30, 40 или 50 кубических сантиметров обладают мощностью от 3 до 12,5 лошадиных сил. Некоторые модели даже оснащают водяным охлаждением - как у больших скоростных мотоциклов. Что-то кажется в этой картинке не так. Но всё правильно - это официальные кольцевые гонки на маленьких, но нешуточных мотоциклах (фото с сайта minimoto-usa. com). Но даже самые младшие покет-байки класса "Юниор" разгоняются до 56 километров в час. Нешуточная скорость, если учесть низкое расположение "наездника".Что уж говорить об экстремальном, так называемом "Открытом", классе этих карманных мотоциклов, представители которого могут ездить со скоростью более 80 километров в час. Однако, говорят гонщики, разбиться на таком покет-байке трудно (если, конечно на вас надлежащее одеяние).Стоят эти мотоциклы от тысячи долларов до $3 тысяч с хвостиком.
Вроде не так уж и мало, но их производители полагают, что дают своим клиентам самый недорогой пропуск в мир мотогонок. Дисковые вентилируемые тормоза предполагают высокую скорость машины (фото с сайта minimoto-usa. com).Ведь нужно учесть, что эксплуатация такого спортивного снаряда обойдётся владельцу куда дешевле, чем полноразмерный спортбайк, а к месту соревнований можно добираться на обычной легковушке, положив покет-байк в багажник, или даже на общественном транспорте, просто взяв карманный мотоцикл подмышку. Благо, вес килограммов в 10-20 это позволяет, если учитывать размеры машины, которую удобно держать в руках. Кто-то, наверное, готов гоняться на этих удивительных аппаратах по улицам, но легально эти машинки на дороги, увы, не допускаются. Так же, как во многих странах на покет-байках запрещено появляться на тротуарах. Это всё же спортивный снаряд. Если не обращать внимания на некоторые детали, вроде ручек на руле, то глядя на снимок покет-байка без человека можно подумать, что это обычный мотоциклПримечательно, что европейские гонки на покет-байках стали своеобразным пропускным этапом для попадания в мир большого автоспорта включая его вершину - Мото Гран При. Знаменитый мотогонщик Валентино Росси (Valentino Rossi) начинал карьеру на покет-байке, так же, как и Марко Меландри (Marco Melandri), Лорис Капиросси (Loris Capirossi) или Нубацу Аоки (Nobuatsu Aoki).
Управлять крошкой-мотоциклом не проще, чем двухсоткилограммовым гоночным байком (фото с сайта minimoto-usa. com). Заметим, это очень похоже на истории нынешних звёзд автогонок "Формулы-1", которые чуть ли не с младенчества постигали науку управления машиной на картинговых трассах. Сложнее ли управлять покет-байком, по сравнению с традиционным мотоциклом? И да и нет. Вроде бы - это несерьёзный аппаратик, с которым не справиться стыдно. Да и скорости всё же не те, что у мотоцикла "взрослого".Но из-за малой массы и короткой колёсной базы все реакции покет-байка обострены, он очень чувствительный. И здесь преимущество имеют, как ни странно, дети с их меньшим весом и более короткими руками.
Впрочем, если постарается, и взрослый на время может превратиться в ребёнка. Тем более, когда в руках такая "игрушка".Статья о науки и техники получена: Membrana. ru