13:05 Роторно-поршневые ДВС заменяют батареи мобильных устройств | |
Эти необычные ванкели призваны крутить генераторы и давать ток для электронных приборов, различных датчиков (в том числе, работающих "в поле" с военными, скажем, целями), ноутбуков, сотовых телефонов, микророботов и тому подобных электронных устройств. А этот ротор и вовсе имеет диаметр 3 миллиметра (фото с сайта me. berkeley. edu). Казалось бы, чего огород городить с ДВС, имеющим подвижные части? Есть же прекрасные литиево-ионные батареи, совершенствование которых ещё, заметим, продолжается. По мнению профессора Пизано, резон есть. Микроскопические ванкели обладают плотностью энергии примерно 2300 Ватт-часов на килограмм (в случае использования жидкого водорода, как топлива, и с учётом КПД движка 20%), что раз в 7 больше, чем у литиевых аккумуляторов и раз в 14, чем у щелочных батареек. Конечная цель - создание миниатюрных устройств в габаритах и дизайне привычных аккумуляторов (для сотовых телефонов, например), включающих в себя и запас топлива, и ДВС, и генератор. Рассматриваются при этом модели под разные виды топлива (водород, углеводороды, спирты).Россыпь 1-миллиметровых роторов и корпусов для них экспериментаторы "печатают" словно пирожки - из единой заготовки (фото с сайта me. berkeley. edu).Интересно, что для самых маленьких своих движков исследователи предусмотрели оригинальный способ массового производства роторов и корпусов из кремния, способа, чем-то похожего на производство микросхем. Исследование, начатое несколько лет назад, породило массу субпроектов. Целый ряд организаций занимается созданием наилучших технологий, материалов и устройств для формирования топливной смеси, поджига её в столь миниатюрных ДВС, интегрирования генератора прямо в ротор и других подобных задач. Упорству исследователей можно позавидовать. Но сторонникам идеи микроскопических ДВС противостоит другой сильный лагерь - создатели топливных элементов. Схема "роторной" батарейки (иллюстрация с сайта darpa. mil).Миниатюризация и повышение технических характеристик последних идёт полным ходом. Предлагаются как варианты под водород, так и установки, в составе которых есть реформер, преобразующий в водород исходное топливо - чаще всего алкоголь. Вот, к примеру японская фирма Casio в 2002 году создала сверхминиатюрные топливные элементы для ноутбуков и фотокамер по габаритам и соединительным деталям точно соответствующие стандартным аккумуляторам. Элементы дополнены сверхминиатюрными реформерами, вырабатывающими водород из метанола. По заявлениям фирмы, эти элементы легче аналогов по размерам литиево-ионных батарей при значительно большей ёмкости: типичный ноутбук проработает на них 16-20 часов. Casio намеревалась вывести на рынок свои топливные элементы в 2004 году. Пока тихо. Топливные элементы от Casio, выполненные в форме аккумуляторов для ноутбуков и фотоаппаратов (фото с сайта world. casio. com).Было ещё несколько сходных проектов у других компаний (и сроки начала продаж также называли - где-то в 2004-м), но об их массовом распространении также что-то не слышно. И про миниатюрные ванкели свежих и обнадёживающих (в смысле внедрения) новостей, увы, нет. Может, народ не готов заправлять свои сотовые телефоны спиртом? Возможно, дело в том, что огнеопасные приборы (всё же спирт, водород…) вызывают некоторые сомнения если не у потребителей, то наверняка хотя бы у авиакомпаний, которые едва ли согласятся пустить человека с таким ноутбуком на борт лайнера. Можно и другие близкие примеры придумать. Серьёзное ли это препятствие для распространения экзотических "батареек" - покажет время. Но, видимо, в каких-то специфических областях, где соотношение вес/запас энергии критичен - столь необычные проекты найдут своё применение. Статья о науки и техники получена: Membrana. ru | |
|
Другие новости:
Zorb и зорбонавты: куда мы катимся? |
Художник изобразил взрыв девятью автомобилями |
Робот-слуга возит вещи на тележке, а людей на лифте |
Робот-полип залёг на дно и раскинул щупальца веером |
Новый городской транспорт - автомобили на рельсах |
Всего комментариев: 0 | |