Приветствую Вас Гость • Регистрация • Вход • RSS
Понедельник, 25.11.2024
Главная » 2011 » Апрель » 20 » Устройство A-Life помогает найти друг друга под снегом
12:04
Устройство A-Life помогает найти друг друга под снегом

Устройство A-Life помогает найти друг друга под снегомБыть похороненным заживо —- согласитесь, не слишком радужная перспектива. Даже в снегу. После схода снежной лавины в течение 15 минут ещё живы 92% захороненных. Через 35 минут выживает только 30%. По истечении 45 минут из-за недостатка кислорода погибают все. Да, лавины сходят не часто, но обычно они смертельны для лыжников и альпинистов. В США ежегодно по этой причине гибнет в среднем 27 человек. Такая статистика сохраняется на протяжении последнего десятилетия. На сегодняшний день альпинисты используют специальные маяки, которые позволяют оставшимся в живых (читай —- не под снегом) начать спасательную операцию до прибытия профессиональной помощи. Эти радиомаяки являются и приёмниками, и передатчиками одновременно, а носятся под одеждой. В случае возникновения критической ситуации устройства начинают непрерывно передавать сигналы бедствия, которые дают возможность определить местоположение пострадавших. Лавина.

Если под снегом кто-то оказался без маяка, найти его будет практически невозможно. О подобном маяке, только для спасения на водах мы уже писали. До сих пор спасение происходит так: после схода лавины оставшиеся в живых и спасатели переключают свои маяки в режим приёма и начинать копать в направлении самого сильного сигнала. Вполне возможно, вскоре стратегия и тактика спасения попавших в лавину изменится. Один из радиомаяков, используемых в настоящее время. Передаёт сигнал SOS на 90 метров, стоит около $250 (фото с сайта mountainperformance. com).Как сообщает журнал Wired, учёные из Швейцарского технологического института (Swiss Federal Institute of Technology) в Цюрихе Бернт Шиле (Bernt Schiele) И Флориан Михаэльс (Florian Michahelles) занимаются разработкой улучшенной версии радиомаяка для поиска людей в снегу. Устройство называется A-Life —- по всей видимости, Avalanche —- лавина, плюс Life —- жизнь, вместе сходство с "alive" —- живой, в живых. Профессор Бернт Шиле.

Достоинство A-Life в том, что, помимо местоположения пострадавшего, оно передаёт данные о его физическом состоянии. На расстояние до 80 метров. Таким образом, A-Life устанавливает приоритет, кого спасать в первую очередь, кто может подождать, а кому помощь уже, к сожалению, не нужна. По сути, A-Life —- это компьютер HP iPAQ с набором всевозможных датчиков и сенсоров. Что интересно, датчик оксигемометра (oximeter), который следит за частотой сердцебиения и дыханием пострадавшего, измеряя степень насыщения крови кислородом, крепится к большому пальцу ноги. А это Флориан Михаэльс. Прямо как киборги оба. Другой прибор —- акселерометр —- фиксирует положение тела жертвы, чтобы избежать ранений при откапывании специальными лопатами. Кроме того, A-Life может определить, есть ли в зоне нахождения пострадавшего так называемые воздушные ямы. Иногда после схода лавины под снегом образуются заполненные воздухом пустоты, позволяющие жертвам дышать до 90 минут.

Так вот, инфракрасные и ультразвуковые сенсоры на верхней одежде альпинистов фиксируют уровень содержания кислорода в окружающей жертву среде. Соответственно, те, у кого поблизости нет воздушных ям, получают приоритет выше, их откапывают раньше. С другой стороны, спасателям становится известно местонахождение ямы, они стараются её случайно не засыпать. Занятно, что маяк A-Life не персонифицирует жертв: "Данные не включают имён и фамилий пострадавших, они анонимны, чтобы не играли роли эмоции и личные пристрастия спасателей", —- объясняют разработчики. Датчик оксигемометра крепится на большой палец ноги альпиниста (фото Florian Michahelles).Однако эксперты в области спасательных устройств, да и сами альпинисты, без особого восторга отнеслись к A-Life.

Прежде всего, потому, что компьютеру доверено принимать за человека жизненно важные решения. Интерфейс A-Life. Под снегом пятеро. Приоритеты, кого за кем спасать указаны. Замечена воздушная яма (фото Florian Michahelles). Речь идёт о медицинской этике, которая для запуска устройства в серийное производство должна быть на соответствующем уровне."Решение о том, кого спасать в первую очередь, а кого потом, принимается, по сути, самой лавиной. Соответственно, вы идёте в направлении самого сильного сигнала, —- объясняет менеджер компании-производителя радиомаяков Ortovox Франц Кроелл (Franz Kroell).

—- А тут что получается? Решение принимает компьютер? И если не он, то кто-то другой должен решать, основываясь на медицинской информации?"Другой эксперт, Тед Селкер (Ted Selker) из MIT Media Lab, разработавший в 1988 году устойчивый к агрессивным средам IBM ThinkPad и поднявшийся с ним на Эверест говорит, что "не хотел бы носить кучу аппаратуры из-за такого маловероятной неприятности, как сход лавины. Меня больше интересуют носимые компьютеры, которые научат быть опытным альпинистом".По мнению Селкера, КПК могут помочь альпинистам натренировать дыхание, когда снижается уровень кислорода в крови, а также уберечь новичков от мелких ошибок и просчётов, которые могут иметь серьёзные последствия. Чтобы вот так нашли, нужно носить радиомаяк.

Например, компьютер мог бы дать сигнал, если потерялась перчатка: "Понимаете, если вы в горах теряете перчатку, вы теряете руку".Но разработчиков A-Life все эти доводы нисколько не смущают: "Спасателям не придётся тратить впустую драгоценное время на тех, кто уже умер, в то время как к живым помощь может прийти слишком поздно".Кроме того, они отмечают, что устройство может передавать точные данные по спутниковой связи, а поскольку A-Life записывает физические характеристики человека, систему можно использовать как "чёрный ящик" для расследования последствий схода лавины. "Мы всего лишь хотим знать, что происходит под снегом, —- говорят создатели A-Life. —- И датчики могут дать нам это знание".Статья о науки и техники получена: Membrana. ru

Категория: Индустриальный мир | | Теги: технологии, техника Рейтинг: 0.0/0

Другие новости:

Суперкорабль Freedom Ship —- государство в океане
Новый вид ДТП: упал с Segway'я —- разбил колено
Крамник против компьютера: кто кого, что кого или кто что?
Командовать силой мысли научилась даже обезьяна
Быстрейшие лифты. Часть вторая: кабины размышляют о психологии пассажиров
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: