13:45 Самолёт на солнечной энергии будет летать ночью | |
Команда лётчиков, инженеров и учёных строит самолёт, способный пролететь вокруг Земли без посадки, используя лишь солнечную энергию. Два смельчака вверят свои жизни 60-метровым крыльям и двум электродвигателям, установленным на хвостовом оперении машины. В марте 1999 года швейцарец Бертран Пиккар (Bertrand Piccard) и англичанин Брайан Джонс (Brian Jones) совершили первое в мире успешное беспосадочное кругосветное путешествие на воздушном шаре Breitling Orbiter 3.Тогда их полёт называли последним большим авиационным приключением двадцатого века. Пилотам придётся держаться повыше, чтобы избежать опасных встреч с грозами (иллюстрация solar-impuls. com). После успешного приземления капсулу установили в Смитсоновском аэрокосмическом музее в Вашингтоне, неподалёку от "Аполлона" и знаменитых самолётов братьев Райт (Wright Brothers - первый моторный полёт), Чарльза Линдберга (Charles Lindbergh - первый перелёт через Атлантику на самолёте) и Чака Егера (Chuck Yeager - первое преодоление звукового барьера).Тот же вызов возможностям человека, только теперь в сочетании с актуальной и модной заботой об окружающей среде, читается в новом проекте Пиккара - "Солнечный импульс" (Solar Impulse).Самолёт должен использовать только солнечную энергию, а ночью лететь на аккумуляторах. Авторы проекта утверждают, что авиационные рекорды - не самоцель. Главное - привлечь внимание людей к проблеме широкого применения возобновляемых источников энергии. Идеологический предшественник "Солнечного импульса" - беспилотный самолёт NASA "Гелиос" Helios), который разбился летом 2003 года. Солнечные батареи разместят не только на крыльях, но даже на кабине "Импульса" (иллюстрация solar-impuls. com). Всю поверхность крыльев этого аппарата покрывали солнечные батареи. Но в том полёте, что симптоматично, на "Гелиосе" испытывали специальные топливные элементы. Они должны были днём накапливать электроэнергию, идущую от солнечных батарей - за счёт разложения воды и последующего использования водорода для выработки нужной мощности - ночью или просто в плохую погоду. Точные причины аварии "Гелиоса" не установлены и сегодня, но с плохо скрываемой печалью в голосе, учёные поясняют, что поиск наилучшего способа сохранения "дневной" энергии для ночного полёта - это и есть самый важный вопрос для дальнейшего развития технологии беспилотных самолётов на солнечных батареях. Инженеры мечтают о таких аппаратах, которые были бы способны неделями парить в небе, чтобы брать пробы воздуха, или выискивать вражескую технику в театре военных действий или, к примеру, служить ретрансляторами. И при этом, желательно, не нести на борту обузу в виде бака с традиционным топливом. Ночные полёты - самая рискованная часть затеи (иллюстрация solar-impuls. com).Однако, до сих пор ни один летательный аппарат, использующий лишь энергию Солнца, не смог провести в воздухе ночь. Пиккар же настроен оптимистично и буквально шагает через ступени. Он ведь сразу замахнулся на куда более сложную задачу - постройку пилотируемого "наследника" безвременно погибшего Гелиоса. Бертран Пиккар перед рекордным полётом на воздушном шаре (фото bertrandpiccard. com). Официальный научный партнёр проекта - Швейцарский федеральный институт технологии в Лозанне (EPFL), принимавший участие также и в подготовке полёта Breitling Orbiter 3.Именно здесь будут создавать и испытывать новые сверхлёгкие материалы, аккумуляторные батареи, солнечные элементы и многое другое. В 2004 году партнёры намерены построить первый образец самолёта, а в 2006-м - поднять его в воздух. К 2007 году создатели "Импульса" предполагают научить его держаться в воздухе целую ночь в рамках 36-часового полёта. В этом же году у первого самолёта появится близнец, и обе машины начнут сверхдальние полёты. Ориентировочно - в 2009 году. Пиккар - это не только фамилия, но и кусочек мировой истории (фото bertrandpiccard. com). Одним из самых любопытных узлов солнечной машины будет система управления. Если робототехники из Лозанны справятся с заданием, то Пиккар получит компьютеризированный жилет, позволяющий чувствовать самолёт буквально всем телом. Силовое напряжение в каком-либо крыле вызовет пропорциональное давление на соответствующую сторону корпуса пилота. И, напротив, машина будет ощущать самочувствие человека и даст ему знать, если тот испытывает утомление, стресс и тому подобное. В общем, полное взаимопонимание человека и самолёта - залог успеха миссии. А в успех хочется верить, ведь Бертран Пиккар - представитель славного семейства. Его дед Огюст Пиккар установил в 1932 году рекорд подъёма на высоту 16 тысяч 370 метров на стратостате собственной конструкции. Breitling Orbiter 3 над Швейцарскими Альпами (фото earthsci. terc. edu). Именно Огюст, кстати, и изобрёл герметичную гондолу. Отец Бертрана Жак Пиккар установил в 1960 году никем до сих пор не побитый рекорд погружения в океан на 10 тысяч 919 метров (дно впадины Челленджер в Марианском желобе). Уникальный батискаф "Триест", доставивший Жака и его напарника американца Дональда Уолша (Donald Walsh) в пучину, был построен Огюстом и Жаком Пиккарами в 1953 году. И характерно, что изобретателем первого в мире батискафа (1948 год) был опять-таки Огюст Пиккар. Статья о науки и техники получена: Membrana. ru | |
|
Другие новости:
Военные возятся со своими вонючими бомбами |
Китайцы покрасили мёртвую гору в зелёный цвет |
AquaDom: лифт поднимает туристов в глубины аквариума |
Скоростной поезд на гусиных перьях подражает эритроцитам |
Wheelman: вставляйте ноги в колёса |
Всего комментариев: 0 | |