11:43 Летающие тяжеловозы: требования времени и места | |
Guppy заходит на посадку. Построенный на базе обычного транспортника B-377 Stratocruiser, летавшего с 1947 года, самолёт предназначался, в первую очередь, для доставки ступеней ракет-носителей от места сборки к ставшему впоследствии знаменитым мысу Канаверал. Для того, чтобы впихнуть в тело самолёта огромную тушу космической ракеты, конструкторам Aero Spacelines пришлось значительно удлинить и расширить грузовой отсек Боинга. Поэтому фюзеляж самолёта для начала сделали шире более чем на пять метров, а затем нарастили на него гигантский горб семиметрового диаметра. Получилось что-то вроде аэродинамически правильной цистерны 8-образного сечения с приделанными к ней крыльями, хвостовым оперением и кабиной пилота. Зато в итоге всех переделок покупатели самолёта смогли загружать в него грузы диаметром до шести метров. В свой первый полёт "Беременная гуппи" поднялась 19 сентября 1962 года - всего через год после начала работы над проектом. А уже летом 1963 Национальное агентство по аэронавтике и исследованиям космического пространства (NASA) приступило к эксплуатации самолёта. По мере того, как рос бюджет NASA, а ракеты-носители становились всё мощнее и тяжелее, стал вопрос о создании ещё более вместительного аппарата. Конструкторы Aero Spacelines, не мудрствуя лукаво, вновь взяли за образец многострадальный B-377.Впрочем, на этот раз самолёт подвергся гораздо более радикальной переработке. Стало ясно, что устаревающей машине уже не поднять ни третьей ступени ракеты-носителя Saturn-5, ни стартового блока лунного модуля. Для того, чтобы преодолеть ограничения конструкции, инженеры компании сперва увеличили размах крыльев самолёта и оснастили его четырьмя более мощными и современными турбовентиляторными двигателями Allison 501-D22C общей мощностью около семи тысяч лошадиных сил. JSC Super Guppy. Только после указанных модификаций стало возможным расширить "брюшко" гуппи до 33,17 метров в длину, 7,62 метров в ширину и 7,72 метров в высоту. В результате грузоподъёмность самолёта достигла двадцати шести тонн. Модель, получившая название B-377SG Super Guppy, уже могла перевезти этот груз на расстояние около тысячи километров со скоростью около 430 километров в час. Самолёты этой "гуппи-серии", подвергаясь периодическим модернизациям, летают до сих пор и, в частности, участвуют в строительстве Международной космической станции. В свободное от государевой службы время эти аппараты перевозят буровые установки, агрегаты самолётов и другие крупногабаритные грузы. Отметим, что за 40 лет своей эксплуатации самолёты Guppy налетали более двух миллионов миль, участвуя в таких известных космических программах, как Gemini, Apollo и Skylab. Несмотря на то, что руководство Aero Spacelines до сих пор с оптимизмом поглядывает в будущее, вполне возможно, что их давний конкурент - европейский концерн Airbus Industries - сможет самым серьёзным образом потеснить американцев на рынке перевозок негабаритных грузов. Первый транспортный самолёт A300-600 ST Beluga Super Transporter поступил в эксплуатацию к январю 1996 года в качестве замены Supper Guppy, который до этого времени использовался для внутренних нужд концерна (в основном, для перевозки частей фюзеляжа и крыльев самолётов от смежников к сборочному производству). "Белуга". Вид спереди. Как видно из названия, самолёт был создан на базе весьма удачного аэробуса A300-600, точнее - его "дальнобойной" модификации "R", продажи которой начались в 1988 году. Работа была не из лёгких и для того, чтобы ускорить темпы создания "Белуги", в 1991 году французская компания Aerospatiale обратилось к немецкому концерну Daimler-Benz Aerospace с предложением об организации совместного предприятия Special Aircraft Transport International Company (SATIC), которому и были переданы все работы над грузовиком. При том, что габариты грузового отсека "Белуги" мало отличаются от показателей Super Guppy (7,08 в высоту, 7,04 в ширину и 37,7 метров в длину), самолёт способен взять на борт около 1500 кубометров полезного груза массой до 47 тонн и перевезти всё это добро на расстояние свыше 1600 километров. Меньшие объёмы груза (скажем, порядка 26 тонн) могут перевозиться более чем на 4500 километров, то есть, в четыре раза дальше расстояния, которое способна покрыть американская Super Guppy. Уже 13 сентября 1994 года A300-600 ST совершил свой первый полёт, а в октябре 1995 года, совершив 365 испытательных полётов, самолёт был сертифицирован для использования в качестве транспортного средства."Белуга" готова заглотить груз на борт. Четыре из пяти "Белуг", построенных на сегодняшний день, эксплуатируются исключительно для решения вопросов транспортировки грузов внутри концерна Airbus. Пятый экземпляр используется в качестве резервной машины, а в остальное время перевозит грузы для сторонних заказчиков. Специально для этой цели в том же 1996 году была создана дочерняя экспедиторская компания Airbus Transport International (ATI).Изначально планировалось построить не менее пятнадцати таких машин, но сейчас компания утверждает, что производство новых моделей этой серии в её планах не значится. Статья о науки и техники получена: Membrana. ru | |
|
Другие новости:
Электронный кейс не даёт владельцу себя открыть |
Гиперзвуковые аппараты NASA будут летать в десять раз быстрее звука |
Vkey: виртуальная клавиатура для печати в разрежённом воздухе |
Телевизионные мыши делают из рук пульты управления |
Autodesk проектирует будущее |
Всего комментариев: 0 | |