Приветствую Вас Гость • Регистрация • Вход • RSS
Пятница, 22.11.2024
Главная » 2011 » Февраль » 20 » Лунный ползун бережно носит шаттлы на старт
11:37
Лунный ползун бережно носит шаттлы на старт

Лунный ползун бережно носит шаттлы на старт6 апреля 2005 года шаттл Discovery покинул здание, где присоединяли его бак и ускорители, для шестикилометровой поездки к точке старта. Корабль плыл на плечах самого большого, самого медленного, самого сильного, самого странного и самого шумного наземного транспортного средства, когда-либо созданного человечеством. Прежде чем начать наш рассказ об удивительном транспортёре – пару слов о нынешних событиях. Discovery получил 286 изменений в конструкции, включая 41, которое было сделано по требованию комиссии, расследовавшей гибель шаттла Columbia. Многие СМИ успели внести тревожную нотку в сообщения о предстоящем запуске (стартовое окно открывается 15 мая).Инженеры обнаружили маленькую трещину в изоляции топливного бака шаттла.

Однако эксперты NASA заявили, что трещина не опасна и не даже требует ремонта. Итак, шаттл совершил путешествие к стартовой площадке 39B космического центра Кеннеди на мысе Канаверал (Kennedy Space Center).Путь от здания сборки челнока, бака и ускорителей до места старта – это более 6 километров (фото Associated Press). На снимках видно, что всё стартовое сооружение тащит на себе огромная плоская гусеничная машина. И хотя – это далеко не новинка – она стоит того, чтобы поговорить о ней подробнее.

Называется эта машина прозаически —- "Гусеничный транспортёр" (Crawler Transporter). Как-то просто для подвижного сооружения, полный вес которого с грузом составляет без малого 8 тысяч тонн. Crawler часто именуют самым гигантским транспортёром в мире. И это было абсолютно верно до 1978 года, когда родился Bagger 288, о котором мы подробно рассказывали. Но что после? Тут можно посмотреть двояко.

Да "гусеничный город" Bagger, хоть и превосходит Crawler по весу и размерам, является экскаватором и, когда двигается, то везёт, так сказать, лишь сам себя. Так что может считаться самой большой самоходной системой. А на спине у Crawler есть груз. Как ни странно, на космодроме даже для таких машин монстров есть и свои повороты, и перекрёстки. Интересно, как там насчёт светофоров? (фото NASA).Нет, в первую очередь, это не шаттл, а огромная мобильная стартовая платформа, с которой челнок и будет подниматься в космос. Вес этой платформы – 4190 тонн.

Вес самого шаттла, с пустым внешним баком и двумя твердотопливными ускорителями – примерно 1300 тонн. Итого Crawler несёт на себе круглым числом 5,5 тысяч тонн. Собственный же вес гусеничного транспортёра составляет примерно 2,5 тысячи тонн. Мало кто знает, что создавалась эта машина ещё для лунной программы. Более того – сами стартовые площадки и даже стартовые сооружения, с которых запускают шаттлы, это те самые "железки", которые обеспечивали полёты ракет Saturn V, пусть их в значительной степени переделали. Так, в стартовой платформе поменяли расположение окон, через которые вырываются вниз газы от двигателей.

Получили изменения и вышки обслуживания – но всё же – это оборудование то самое, "лунное".Даже без стартовой платформы на спине и шаттла на ней Crawler выглядит внушительно (фото с сайта cdli. ca).Вот и Crawler когда-то таскал на себе Saturn V. Кстати, когда разрабатывали этот стартовый комплекс, рассматривали три способа транспортировки ракеты от сборочного здания к месту запуска: баржа в водном канале, рельсовая система и грунтовой транспортёр. Последний победил.

Монстр должен был доставлять ракету на стартовом столе на расстояние 5,6 (площадка А) – 6,4 (площадка В) километра по специальной гравийной трассе. Создала это чудо американская компания Marion Power and Shovel. Первый Crawler был передан NASA в ноябре 1964 года. Построено же было два таких монстра (оба они и сейчас благополучно работают на мысе Канаверал).Цена каждого —- приблизительно $14 миллионов. Между прочим, этим милым зверюшкам дали мена собственные: Ханс (Hans) и Франц (Franz).В конце путешествия машине предстоит взять небольшой подъём (фото с сайта cdli.

ca). Познакомимся с ними поближе. Crawler ползёт на восьми гусеницах, сгруппированных по две (в четыре тележки).Каждая гусеница имеет высоту 3 метра и длину 12 метров, содержит 57 стальных траков весом немногим менее тонны каждый. Но даже их периодически меняют – так велик вес груза и износ узлов. Вращают гусеницы в общей сложности 16 электромоторов мощностью по 375 лошадиных сил каждый. И, что интересно, источник энергии для них находится в самой машине – в недрах её прямоугольного плоского корпуса. Это четыре генератора по 1 мегаватт каждый, которых приводят в действие два дизеля, мощностью по 2750 лошадиных сил. Создавая Crawler, инженеры думали, в первую очередь, о надёжности. Эти машины работают уже сорок лет (иллюстрации с сайта apollomaniacs. web. infoseek.

co. jp).Но и это не всё. Есть два дополнительных 750-киловаттных генератора (с дизелями по 1065 "лошадок" каждый), которые используются для того, чтобы приводить в действие масляные насосы и поднимать пусковую платформу, или регулировать её положение. Да, ещё есть два генератора по 150 киловатт, которые поставляют электричество на саму пусковую платформу. Бег транспортёра небыстр. С грузом он развивает 1,6 километра в час. И всё же команда из 11 человек сопровождает машину. Наверное, следят, чтобы она не уронила такой ценный груз.

Водитель сидит в одной из двух кабин, расположенных по диагонали на противоположных углах машины. Так что назад аппарат может ехать без разворота. Отдельная тележка транспортёра. Один трак гусеницы весит 907 килограммов, а шпильки, соединяющие траки между собой – по 50 килограммов (иллюстрации с сайта apollomaniacs. web. infoseek. co. jp).

Категория: Инновации | | Теги: промышленность, робот, система Рейтинг: 0.0/0

Другие новости:

Голова андроида Doki определяет пол и оценивает женщин
Большие краны – большие заказы
NM2: захочет ли зритель быть сам себе телевидением
Японец продаёт Segway за $1 и делает робота-санитара
Проект Trilobis 65: подводная яхта на водородном топливе
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: