13:38 Мотоцикл, как 2х2: Yamaha внедряет полный привод | |
В нынешнем 2004 году Yamaha выводит на рынок мотоцикл с приводом на оба колеса. Хотя это не первый подобный аппарат в истории, новая машина станет событием. Ведь она будет первой моделью, полностью раскрывающей преимущества такой схемы, как в плане проходимости на бездорожье, так и по части безопасности скоростной езды по асфальту. В январе 2004 года завершилось очередное ралли Париж-Дакар. В классе мотоциклов с объёмом 450 "кубиков" победил француз Давид Фретине (David Fretigne) на мотоцикле Yamaha WR450F 2-Trac. Гонщик обогнал многих соперников на мотоциклах с куда большим рабочим объёмом, победив на трёх этапах и заняв седьмую строчку в общем, мотоциклетном, зачёте. Событие это примечательно тем, что означенный мотоцикл - один из немногих в мире - с приводом на оба колеса. А ещё - скоро он будет доступен на рынке! Однако прежде, чем мы подробнее расскажем о японской новинке - немного истории. Самые ранние опыты по созданию полноприводных мотоциклов (мы не рассматриваем здесь мотоциклы с "активной" коляской) относятся к 1924-1937 годам. Тогда сразу несколько изобретателей кустарным образом переделывали обычные мотоциклы в полноприводные. Получалось не очень здорово. Механическая трансмиссия с валами и цепями была ненадёжна. Трудно было заставить её нормально работать с передним колесом, которое и поворачивалось и "прыгало" вверх-вниз. Один из первых образцов полноприводных мотоциклов: 1934 год, цепной привод на переднее колесо, автор - некий Бертольд Эриксон (Bertold Ericsson) (фото с сайта markvanderkwaak. com).Прорыв совершил Rokon, появившийся в США в 1960 году. В этом мотоцикле инженеры решили проблему кардинально - отказавшись от упругой подвески колёс. Переднее колесо приводилось комбинацией цепей и шестерёнок. А неплохая плавность хода обеспечивалась очень большими шинами с низким давлением. Фактически это был мотоцикл-внедорожник, который на шоссе смотрелся не очень уместно. Впрочем, почему был? Американцы ещё тогда, в 1960-м, начали серийное производство этого мотоцикла. И до сих пор машина продаётся. Более того, марка Rokon сегодня - это три модели, различающиеся в деталях, но в основе представляющие всю ту же неувядаемую конструкцию 40-летней давности. В 1980-х с различными схемами привода переднего колеса мотоцикла экспериментировали разные изобретатели-одиночки и крупные компании, например - Suzuki. Чего только не предлагали - и привод тросом в оболочке, и гидравлические системы. Но ничего до ума не довели, не говоря уж о серийном выпуске. Одна из моделей американской марки Rokon - огромные шины компенсируют отсутствие подвески (фото с сайта motobykz. co. uk).Примерно в то же время, в 1985 году, над приводом переднего колеса начала работать Yamaha. Компания не торопилась. Она вообще несколько лет не афишировала свои исследования. Лишь в 1998 году японцы показали прототип экзотической двухколёсной машины на выставке, продолжая экспериментировать с конструкцией. В 1999-2002 годах полноприводные "Ямахи" неплохо выступали в ралли. Причём каждый раз это были машины, построенные на базе различных серийных моделей фирмы. И вот недавно последовал триумф Фретине и объявление, что конструкция полного привода для мотоцикла отшлифована настолько, что готова стать серийным продуктом. Надо сказать, что в 1980-х Yamaha опробовала несколько вариантов механической трансмиссии и нашла, что они слишком тяжелы, сложны и капризны, требуют большой переделки всей конструкции мотоцикла. В сравнении с ними гидравлическая система оказалась относительно проста, легка, компактна и, если так можно выразиться, дискретна, что было удобно по компоновочным соображениям. Yamaha WR450F 2-Trac во всей красе. Обратите внимание на шланги, идущие к передней ступице (фото с сайта gizmo. com. au).Поэтому новая система 2-Trac использует гидравлический насос, расположенный выше коробки передач и приводящийся цепью. Насос связан гибкими шлангами с гидравлическим двигателем, расположенным в ступице переднего колеса. Мощность, передаваемая на переднее колесо, пропорциональна скорости заднего колеса: чем больше тыловое колесо буксует и теряет тягу, тем больше гидравлическая система увеличивает тягу в колесе переднем. Она может передать на него до 15% мощности мотоциклетного двигателя. И наоборот - восстановление сцепления с дорогой заднего колеса плавно (чтобы не происходило заноса и рысканья) уменьшает мощность, отдаваемую вперёд. Схема гидропривода переднего колеса на новой "Ямахе" (иллюстрация с сайта gizmo. com. au).Гонщики, опробовавшие новинку, утверждают, что мотоцикл с системой автоматического перераспределения тяги легко проходит там, где зарывается его классический аналог - с такими же шинами, и тем же двигателем. А на грязи, песке или мокрой глине новинка отличается ещё и лучшей управляемостью. "С этим мотоциклом не приходится бороться", - говорили спортсмены. Хотя первый мотоцикл с этой системой, который предлагается для широкой продажи - это переделанный серийный "Эндуро" WR450F, фирма намерена в дальнейшем ставить 2-Trac на свои скутеры и даже на мощные супербайки. Привод масляного насоса от коробки передач и почти незаметный гидродвигатель на переднем колесе - изюминка мотоцикла Yamaha WR450F 2-Trac (фото с сайта gizmo. com. au). | |
|
Другие новости:
Художник изобразил взрыв девятью автомобилями |
Новые возможности технологии обратного осмоса в производстве бутилированной питьевой воды |
Трёхмерная печать уже существует. Скоро - выпечка микросхем |
Как отразятся события в Ливии на работе российских нефтяных компаний? |
Кромешная тьма спасёт мир |
Всего комментариев: 0 | |