Американская ассоциация гонщиков на газонокосилках (U. S. Lawn Mower Racing Association - USLMRA) насчитывает более 600 членов. Из них 350 постоянно колесят по стране, чтобы участвовать в 22 гонках. Сами гонщики называют своё увлечение "самым недорогим мотоспортом". Журнал Popular Science заслал своего корреспондента на гонки газонокосильщиков в Техас, где открывался сезон 2002 года - Sta-Bil Lawn Mower Racing Series. Журналист Тревор Тьем (Trevor Thieme) принял участие в соревнованиях и представил свои впечатления мелким шрифтом на двух страницах, так что не рассказать вам о "газоногонщиках" мы не могли. Эти странноватые гонки нравятся не всем. Например, президент международной ассоциации, торгующей всяческим садовым инвентарём (Outdoor Power Equipment Institute - OPEI) Билл Харли (Bill Harley) против данного вида спорта из-за высокой вероятности несчастных случаев: "Газонокосилки предназначены для того, чтобы постригать траву. Это не гоночные машины". Но члены USLMRA с ним, понятное дело, не согласны. Гонщики со своими газонокосилками на старте.
Первая официальная гонка на газонокосилках была устроена Ассоциацией 1 апреля 1992 года, но фактически этот "вид спорта" зародился в 1973 году - его придумала группа британских парней, искавших дешёвые острые ощущения. Компания молодых людей сидела за пивом в пабе "Cricketers Arms" и мечтала о дешёвом мотоспорте, когда некто Джим Гэвин (Jim Gavin) сказал: "У каждого из нас газонокосилка - давайте устроим гонки на них". Так возникла British Lawn Mower Racing Association, а американцы подтянулись позже. Надо думать, в 73-м такие вот мини-трактора мало того, что присутствовали повсеместно, но и были недорогими. Такие большие дяди и такие маленькие машинки... Строго говоря, эти машинки действительно больше похожи на маленькие тракторы, а не на тележку с ручкой, коей газонокосилка является в обыденном представлении.
Их и называют "Yard Tractor", и дешевизна их относительна: например, вот здесь за такие машинки просят от $2,5 до $4,5 тысяч. Разумеется, Билл Харли прав: чтобы, прямо скажем, не быстрая газонокосилка стала каким-никаким, но болидом, в ней надо изрядно покопаться. По словам журналиста Popular Science, на все эти усовершенствования у гонщиков уходит от $200 до тысячи: уменьшается вес, заменяются колёса, оси, двигатель и так далее. Обязательное условие - удалить все лезвия - тут гонки, а не сенокос. Все гонщики должны быть в шлемах, а по бокам трассы стелют соломку, потому что есть и такой девиз: "Первым делом - безопасность". У совсем уж любопытных может возникнуть вопрос, какая же газонокосилка лучше других подходит для гонок? Ответ есть в FAQ: "Если вы спросите 15 разных гонщиков, то получите 15 разных ответов относительно того, что является лучшей косилкой".
В итоге мини-трактор превращается в подобие карта, а гонщики соревнуются в четырёх классах: stock (16 км/час), imow (32 км/час), prepared (80 км/час) и factory experimental (96,5 км/час). Британцы устраивают гонки каждый месяц - и осенью, и зимой. Американцы - пореже, как уже было отмечено выше, у них сезон только открылся. Особенностью гонок на газонокосилках также является полное отсутствие какой бы то ни было коммерции: нет денежных призов, спонсоров и прочего. Британцы так и пишут: "Commercialism is discouraged"."Мы не участвуем в гонках на деньги, - говорят "газонокосильщики". - Мы участвуем в гонках для забавы".
Те деньги, которые, так или иначе, зарабатываются, уходят на благотворительность. Это - любительский спорт по профессиональным правилам. Кстати, девиз USLMRA звучит так: "Мы превращаем хозяйственную работу для уик-энда в конкурентоспособный спорт!"Статья о науки и техники получена: Membrana. ru