12:57 Новым самолётам нужны птичьи крылья с рыбьей чешуёй | |
Жёсткие крылья, очевидно, не могут оптимально работать в разных режимах полёта. Это известно давно, и отсюда родилась идея морфинга - трансформации самолётных крыльев для большего их сходства с живыми. Причём в качестве прообразов используются не только птицы, но и рыбы. Над проектами морфинг-самолётов уже не первый год работают инженеры и учёные в разных компаниях и институтах. Главным образом - в США. Занимаются этим в исследовательских организациях NASA, есть эта тема и в списке задач оборонного научно-исследовательского агентства DARPA, которое сотрудничает с рядом авиастроительных фирм. В идеале крылья нового поколения самолётов должны изменять свой размах до 50%, а также в широких пределах менять стреловидность, профиль поперечного сечения, угол поперечного V и другие основные геометрические параметры. Пока ярких, зримых результатов что-то не видно. Но уж больно заманчивой кажется идея. И вот университет Пенсильвании (Pennsylvania State University) обнародовал первые результаты своего исследования по данной теме. Здесь изобрели крылья самолета, которые изменяют форму, как крылья птицы и закрыты чешуёй, как рыба. Правда, пока команда построила весьма ограниченную настольную модель. Джордж Лезитр (слева) и его помощник Дипак Рамракиани (Deepak Ramrahkyani) (фото с сайта eurekalert. org). Лидер проекта доктор Джордж Лезитр (George Lesieutre) полагает, что крылья, способные плавно изменять свою форму в широких пределах пригодятся и для коммерческих машин, и для истребителей. Не говоря уже о беспилотных разведывательных аппаратах, которые должны на высокой скорости добраться в удалённый район, где затем часами медленно курсировать, передавая изображение с видеокамер. Морфинг-крылья, разработанные в университете, могут менять и свою площадь, и форму поперечного сечения. Основа этих крыльев - изменчивая клеточная или сотовая силовая структура, выполняющая роль "костей и связок", а также сегментированная чешуйчатая "кожа".Компьютерная модель адаптации крыла к разным режимам полёта (иллюстрации с сайтов radio. weblogs. com и personal. psu. edu).Многоугольные ячейки каркаса, расположенные вдоль верхней и нижней поверхности крыла, могут складываться по-разному, изгибая, таким образом, крылья вверх и вниз. А если их трансформировать согласованно - меняется размах крыла. На этой странице можно найти видео трансформации силового каркаса морфинг-крыла. Более обширный каркас, теоретически, полноценного морфинг-крыла. Кошмар для технологов (иллюстрация с сайта personal. psu. edu).Что интересно, авторы проекта вовсе не пытаются повторить в металле "природные патенты", что часто пробуют провернуть (обычно безуспешно) строители махолётов. Целое крыло должны составлять сотни миниатюрных ячеек каркаса со своими осями, приводами и прочим. Насколько эффективной окажется такая сложная система? Есть большие сомнения насчёт эффективности именно этого пути развития крыльев летательных аппаратов. Морфинг-самолёт в представлении NASA (иллюстрация с сайта dfrc. nasa. gov).Неужели увлёкшись полностью гибким, будто живым крылом, инженеры подзабыли, что чрезмерное усложнение и утяжеление его начинки может в значительной мере поглотить аэродинамические преимущества морфинг-схемы? Возможно поэтому, несмотря на исследования в данном направлении, проведённые разными организациями в течение нескольких лет, морфинг-истребителей или хотя бы маленьких беспилотных разведчиков, мы так и не увидели. Однако пока учёные в университете Пенсильвании не разочаровались в своём проекте. Статья о науки и техники получена: Membrana. ru | |
|
Другие новости:
Автомобили для двоих: история маленьких средств передвижения. Часть первая |
Робот-пылесос: явился не запылился |
Музыка и электричество. Часть четвёртая: Лев Термен и его терменвокс |
MagBeam: форменное надувательство космических парусов |
Невесомый купол обещает накрыть город целиком |
Всего комментариев: 0 | |