Приветствую Вас Гость • Регистрация • Вход • RSS
Понедельник, 25.11.2024
Главная » 2010 » Май » 25 » Опознанные летающие объекты. Часть четвёртая: летающие платформы
12:14
Опознанные летающие объекты. Часть четвёртая: летающие платформы

Опознанные летающие объекты. Часть четвёртая: летающие платформыЧто ни говорите, но когда у летающей машины пропеллеры вверху, как у вертолёта —- это одно, а когда внизу —- совсем другое. Один вид летающей платформы чего стоит! Невольно вспоминаются "летающие тарелки" и кажется, что будущее уже вот оно, наступило. Мы, признаться, думали, что идея о летающих платформах, как персональных средствах передвижения по воздуху, что называется, канула в лету. Наверняка многие видели фотографии этих летающих машин и даже знают их названия. И не хотелось начинать с краткого исторического экскурса, а придётся, потому как история летающих платформ длинная и, похоже, неоконченная. Есть в США такой музей —- Hiller Aviation Museum, то есть авиационный музей Хиллера, известный, кстати, на весь мир. В некотором роде тёзкой музея (или, если хотите, наоборот) является летающая платформа Хиллера ( Hiller Flying Platform). Её-то, по идее, и можно считать первой и самой известной платформой, потому о ней коротко расскажем. С помощью платформы Хиллера, а точнее VZ-1 Pawnee, военные намеревались вести разведку и тому подобное, но не вышло.

Эта летающая платформа являлась опытным образцом, разработанным в своё время для Национального консультативного комитета по аэронавтике США (NACA, который теперь NASA) инженером Чарльзом Зиммерманом (Charles H. Zimmerman). Концепция поначалу получила название "Летающие ботинки" ("Flying Shoes"). Этот Зиммерман развеселил коллег-инженеров тем, что доказал теорию, согласно которой роторы сверху летающей машины, не так хороши, как снизу. По его теории выходило, что управление небольшим летательным аппаратом может осуществляться путём отражения движений тела пилота. Иными словами, то, что Зиммерман называл термином "кинетический контроль" ("kinesthetic control"), Дин Кеймен (Dean Kamen) позднее воплотил в своём изобретении. Вместо того, чтобы летать, Hiller 1031 Flying Platform теперь пылится в музее.

Теория Зимммермана пришлась по душе отделу перспективных исследований корпорации Хиллера (Hiller Advanced Research Division —- HARD), а в 1953 году корпорация Hiller Helicopters подписала контракт с военно-морскими исследователями (Office of Naval Research's Naval Sciences Division). В 1954 году началось создание опытного образца. Спустя 9 месяцев (надо же, как ребёнка вынашивали), группа конструкторов и инженеров, работавшая в атмосфере строжайшей секретности, представила своему начальству готовую модель —- 1031 Flying Platform. 27 января 1955 года платформа впервые взлетела, правда, на привязи.

Первый "непривязанный" полёт имел место 1 февраля 1955 года, и это событие было занесено в книги рекордов, как первый в истории полёт летательного аппарата с вертикальным взлётом и посадкой (vertical take off and landing —- VTOL).27 января 1955 года: Hiller Flying Platform впервые взлетела на привязи. В апреле 1955 года 1031 Flying Platform рассекретили и показали миру, который тут же заявил "хочу, хочу, хочу".Но не тут-то было: в 1956 году Hiller Helicopters подписывает контракт с армией США и производит две летающие платформы, получившие военное обозначение VZ-1 Pawnee. Эти транспортные средства были 2,5 метра в диаметре и около 2 метров в высоту. Но, согласно контракту, требовалось оснастить платформу третьим двигателем, вес которого свёл на нет способность пилотов к "кинетическому контролю". В общем, в 1956 году Hiller Flying Platform отправили в отставку. Последняя версия Pawnee VZ-1E в итоге пылится в Университете Принстона (Princeton University).

Из шести собранных в то время летающих платформ (по некоторым данным, из семи) сохранились всего две: одна находится в музее авиации Хиллера, а другая —- VZ-1 Pawnee в Национальном аэрокосмическом музее США (National Air & Space Museum).Платформа Хиллера в свободном пилотируемом полёте. Кстати, память о платформе Хиллера свято чтят создатели аппарата SoloTrek: уделили ей место в разделе "Dream of Flight". Некоторые подробности этой грустной истории на английском языке —- здесь и тут. Но история наша, да и платформы тоже, на этом не кончается —- идею Зиммермана ведь так и не похоронили.

В 90-х годах прошлого столетия (до сих пор как-то непривычно называть его прошлым) затею с летающими платформами подхватила израильская компания Aero Design & Development Ltd под руководством доктора Рафи Йоли (Rafi Yoeli).Если помните, мы уже как-то рассказывали вам об одной из разработок его группы —- летающих машинах CityHawk и TurboHawk. Разработчики "Hummingbird" говорят, что их платформа летает. Так вот, компания Йоли построила персональную летающую платформу, которую очень, кстати, трудно отличить от Hiller Flying Platform —- такое ощущение, что израильтяне припрятали утерянные хиллеровские платформы. Своё детище они назвали "Hummingbird" Personal VTOL Platform. Это название, скорее всего, переводится как "Колибри", хотя это слово пишется по-другому: Humming-bird. Как заявляют создатели, на разработку платформы у них ушло пять лет, а свой первый полёт на привязи "Hummingbird" совершила 28 августа 1997 года. Ещё через год эта привязь уже была не нужна.

"Hummingbird" от Hiller Flying Platform отличить непросто, но можно запомнить: на "Колибри" написано "4X-BEB", а на платформе Хиллера – "US ARMY". Самое интересное, что Aero Design & Development рассказывает о своей "Колибри" так, будто бы она прекрасно летает безо всяких проблем. На сайте компании платформа преспокойно стоит в разделе "Products". Выглядит "Hummingbird" как круглая платформа на четырёх трогательных колёсиках: диаметр 2,2 метра, высота 1,9 метра. Вес без пилота —- 145 кг, грузоподъёмность вместе с весом топлива —- 115 кг. "Потолок" по высоте —- 2,5 км. Airspeed 0-45 kt (что бы это значило?).Два горизонтально установленных ротора вращаются в противоположном друг другу направлении. "Кабина" сформирована из трубчатой конструкции, спереди под приборной доской —- 20-литровый топливный бак на 30 минут полёта, а управление —- описанный выше "кинетический контроль".

Йоли расписал многое: и как безопасно летать, и что можно сделать складной вариант, и что огромный потенциал, и что нормально всё, и надо развивать. Да, ещё у Aero Design & Development имеется беспилотная версия платформы —- называется "Hornet", что переводится как "шершень": всё практически то же самое."Кабина" "Hummingbird" глазами пилота. Рассказ Йоли о "Колибри" датирован мартом 1999 года, когда в последний раз обновлялся сайт компании —- непонятно. Судя по всему, и здесь "платформенные" разработки заглохли —- скорее всего, по тем же, что и у Hiller Flying Platform причинам, хотя судить не берёмся. Последние, кого мы коснёмся в этом обзоре —- американцы из PAM Group, чей сайт называется не иначе как Flying-platform. com: инженер Боб Пегг (Bob Pegg), лет 40 проработавший в исследовательском центре NASA (NASA Langley Research Center), и Клим Маковски (Clem Makowski), 30 лет делавший всяческие механизмы для того же NASA и судостроительного завода в Ньюпорте (Newport News Shipbuilding).

Начиная с октября 1989 года, эти люди работают над проектом индивидуального подъёмного транспортного средства —- Individual Lifting Vehicle (ILV). Первый опытный образец ILV, как пишут его создатели, летал ещё в 1992 году, а в 1994 году прототип демонстрировался на Sun 'n Fun Air Show. К 1999 году был построен более сложный аппарат, получивший название PAM 100B: надо полагать, "Р" —- Pegg, "М" —- Makowski, "A" —- Air? Individual Lifting Vehicle (ILV) в полёте. Авторы проекта с гордостью сообщают, что PAM 100B демонстрировался в 1999 году на авиашоу в Петербурге, Виржинии и Флориде —- и что же? В разделе What's New на сайте написано, что на основе PAM 100B разрабатывается РАМ 200. Её планируется оснастить турбинными двигателями, что позволить снизить вес, улучшить управление и использовать топливо на основе керосина: "Двигатели должны быть установлены в течение месяца". Когда начался этот месяц, истёк ли он, живы ли авторы проекта —- неизвестно, хотя в последний раз сайт обновлялся в январе 2002 года. Самое интересное на сайте РАМ Group —- это, на наш взгляд, "картинная галерея": на фото видно, что у ILV четыре винта —- два больших внизу (один над другим) и два поменьше сзади по бокам.

В отличие от платформы Хиллера и "Hummingbird"'а, ILV состоит из трубчатой рамы, а не "бочонка", и вместо колёсиков здесь "лыжи", как у некоторых вертолётов. Видно, что невысоко, но летает. Пилот ILV в наушниках – делает шуму эта штука, наверное, изрядно. Как, впрочем, и все остальные, о которых идёт речь. В заключение, хочется спросить: когда уже хоть что-нибудь персональное взлетит? Вертолёты, самолёты, дельтапланы, планеры и прочее —- не в счёт? Ваши прогнозы милости просим в форум.

Обратите внимание и на предыдущие публикации серии "Опознанные летающие объекты": первая была про фашистские "тарелки", вторая о строительстве "летающего диска" по проекту Y, и третья —- о дискообразных дирижаблях, которые строит абсолютно незрячий инженер. Продолжение следует. Статья о науки и техники получена: Membrana. ru

Категория: Обзоры | | Теги: наука, техника Рейтинг: 0.0/0

Другие новости:

Суперкорабль Freedom Ship —- государство в океане
За спичками
Проект Marklar —- столь же таинственный, сколь и бессмысленный?
Государственная авиация: главная задача - предотвращение аварийности
Непилотируемые истребители: новый миф или близкая действительность?
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: