12:59 RIOT Wheel: водитель колеса едет впереди него | |
Особенно моноциклами. Вот, так сказать, навеяло. Колесо своё Льялл построил специально к очередному (2003 года) ежегодному фестивалю Burning Man, который проходит в течение недели в американской пустыне Black Rock. Тут не избежать и пары слов о фестивале, прекрасно характеризующем автора изобретения. На этот форум съезжаются десятки тысяч людей, у которых, как мы бы сказали "шило в одном месте". Скучно им быть такими, как все. Нужно им самовыражение. В творческой и конструктивной, заметим, форме. Вот и появляются раз в году в пустыне диковинные светящиеся замки и необычные скульптуры, загадочные машины и прочие продукты деятельности неуспокоенных личностей. Самодвижущееся колесо Льялла пришлось там весьма кстати. Эта пирамида и люди у её подножия дают представление о размахе фестиваля Burning Man - снимок 2003 года (фото с сайта burningman. com).В отличие от известных моноциклов, водитель RIOT Wheel сидит не внутри колеса, а снаружи. Впереди. Со стороны кажется, что он должен упасть. Что при резком разгоне он опрокинется на спину, а при торможении - уткнётся носом в землю. Но ничего подобного не происходит, как нетрудно догадаться, из-за противодействия хитрой системы грузов, упрятанных внутри колеса. Собственно, главных противовесов два. Один - специальный груз (204 килограмма) на конце "крана" - системы рычагов, автоматически занимающих нужное положение. Второй противовес - это двигатель (ДВС, 80 "кубиков", 4 такта, 6 лошадиных сил, Honda), способный менять своё положение внутри колеса независимо от первого противовеса. Джек Льялл не лишён чувства юмора. "Они думают, что я остановился, чтобы ответить на их вопросы, - пишет он в подписи к этому кадру с Burning Man 2003. - А я думаю, что просто даю остыть перегретому сцеплению" (фото с сайта theriotwheel. com).Ещё есть гироскоп (весом 30 килограммов), вращающийся в вертикальной плоскости, но способный отклоняться по горизонтальной оси, отзываясь на поворот рукояток управления. Он служит в роли "руля".Также управлению машиной способствует кресло водителя, отклоняемое в стороны на 15 градусов. Основной противовес занимает такое положение, чтобы уравновесить сидящего водителя. Независимо от того - стоит колесо на месте или едет. Заметим попутно, что весьма широкая шина (наряду с гироскопом) также способствует устойчивости конструкции в "стартовом" положении, когда кресло водителя на специальной раме отрывается от земли. ДВС же сам отклоняется вперёд (при разгоне) или назад (при торможении), пропорционально развиваемому крутящему (тормозному) моменту. Схема моноцикла Льяллы. A - рама, B - сиденье, C - ручки контроля над двигателем, гироскопом и "краном", D - ДВС, E - трансмиссия, F - тормоз, G - главный противовес, H - гироскоп, I - бензобак, J - шина шириной 50 сантиметров (иллюстрация с сайта popsci. com).Вся механика рассчитана так, чтобы автоматически удерживать центр тяжести всей системы в нужной точке: перед осью колеса во время разгона и равномерного движения, позади оси при торможении или под осью - во время остановки без опускания кресла на землю. Отклонения центра тяжести, говорит инженер, достаточно для реализации полного крутящего момента ДВС и интенсивного торможения вплоть до юза. Вес всей машины составляет 500 килограммов, скорость - примерно 46 километров в час. Положение центра тяжести системы (красная точка), водителя, двигателя (синий квадрат) и противовеса (зелёный сектор) при посадке, положении готовности, разгоне и торможении (иллюстрации с сайта theriotwheel. com).Сейчас под "завесой тайны", как шутит изобретатель, Льялл строит RIOT 2 и RIOT 3.Они будут существенно (примерно вдвое) легче, чем первый образец, и приводиться в движение уже не слабеньким ДВС, а здоровенными электродвигателями мощностью 30 и 200 лошадиных сил соответственно. Один из этих аппаратов (третий) должен стать самым быстрым в мире моноциклом. Кстати, насколько нам удалось узнать, действующий рекорд для моноциклов - 85 километров в час. На этом снимке можно разглядеть кое-что из начинки RIOT Wheel (фото с сайта theriotwheel. com).К слову, об испытаниях другого американского монстра - моноцикла McLean V8 monowheel, с восьмицилиндровым двигателем от легкового бьюика, на полную скорость - пока что-то не слышно. Здесь (в нижней четверти страницы) вы можете найти видео (MPEG-файл), демонстрирующее неспешное фланирование этого чуда. Небыстро? Зато звук…Ну, а когда мы увидим электрический скоростной "бунт" от Льялла? Обещает этим летом. Уж наверное изобретатель не пропустит Burning Man 2004, который пройдёт с 30 августа по 6 сентября. Статья о науки и техники получена: Membrana. ru | |
|
Другие новости:
Японец продаёт Segway за $1 и делает робота-санитара |
Небоскрёбы нового века будут строить по-новому |
Рыбаки мечтают о сети |
Нанороботы изменят мир уже через несколько лет |
Мода 2010: электронная одежда и компьютеры под кожей |
Всего комментариев: 0 | |