Приветствую Вас Гость • Регистрация • Вход • RSS
Четверг, 25.4.2024
Главная » 2011 » Июнь » 11 » RIOT Wheel: водитель колеса едет впереди него
12:59
RIOT Wheel: водитель колеса едет впереди него

RIOT Wheel: водитель колеса едет впереди негоАмериканский изобретатель Джек Льялл (Jake Lyall) в очередной раз изобрёл колесо. Собственно, его RIOT Wheel —- сокращение от "Re Invention Of The Wheel", то есть —- "переизобретение колеса". Но ещё "riot" значит "бунт". И вправду, со стороны кажется, что это транспортное средство смеётся над законами физики. Прежде, чем описывать устройство этого странного механизма, нужно сказать пару слов об истории его появления. Идея пришла автору колеса во сне. Льялл давно интересовался экзотическими транспортными средствами.

Особенно моноциклами. Вот, так сказать, навеяло. Колесо своё Льялл построил специально к очередному (2003 года) ежегодному фестивалю Burning Man, который проходит в течение недели в американской пустыне Black Rock. Тут не избежать и пары слов о фестивале, прекрасно характеризующем автора изобретения. На этот форум съезжаются десятки тысяч людей, у которых, как мы бы сказали "шило в одном месте". Скучно им быть такими, как все. Нужно им самовыражение.

В творческой и конструктивной, заметим, форме. Вот и появляются раз в году в пустыне диковинные светящиеся замки и необычные скульптуры, загадочные машины и прочие продукты деятельности неуспокоенных личностей. Самодвижущееся колесо Льялла пришлось там весьма кстати. Эта пирамида и люди у её подножия дают представление о размахе фестиваля Burning Man - снимок 2003 года (фото с сайта burningman. com).В отличие от известных моноциклов, водитель RIOT Wheel сидит не внутри колеса, а снаружи. Впереди.

Со стороны кажется, что он должен упасть. Что при резком разгоне он опрокинется на спину, а при торможении —- уткнётся носом в землю. Но ничего подобного не происходит, как нетрудно догадаться, из-за противодействия хитрой системы грузов, упрятанных внутри колеса. Собственно, главных противовесов два. Один —- специальный груз (204 килограмма) на конце "крана" —- системы рычагов, автоматически занимающих нужное положение. Второй противовес —- это двигатель (ДВС, 80 "кубиков", 4 такта, 6 лошадиных сил, Honda), способный менять своё положение внутри колеса независимо от первого противовеса. Джек Льялл не лишён чувства юмора.

"Они думают, что я остановился, чтобы ответить на их вопросы, —- пишет он в подписи к этому кадру с Burning Man 2003. —- А я думаю, что просто даю остыть перегретому сцеплению" (фото с сайта theriotwheel. com).Ещё есть гироскоп (весом 30 килограммов), вращающийся в вертикальной плоскости, но способный отклоняться по горизонтальной оси, отзываясь на поворот рукояток управления. Он служит в роли "руля".Также управлению машиной способствует кресло водителя, отклоняемое в стороны на 15 градусов. Основной противовес занимает такое положение, чтобы уравновесить сидящего водителя.

Независимо от того —- стоит колесо на месте или едет. Заметим попутно, что весьма широкая шина (наряду с гироскопом) также способствует устойчивости конструкции в "стартовом" положении, когда кресло водителя на специальной раме отрывается от земли. ДВС же сам отклоняется вперёд (при разгоне) или назад (при торможении), пропорционально развиваемому крутящему (тормозному) моменту. Схема моноцикла Льяллы. A —- рама, B —- сиденье, C —- ручки контроля над двигателем, гироскопом и "краном", D —- ДВС, E —- трансмиссия, F —- тормоз, G —- главный противовес, H —- гироскоп, I —- бензобак, J —- шина шириной 50 сантиметров (иллюстрация с сайта popsci. com).Вся механика рассчитана так, чтобы автоматически удерживать центр тяжести всей системы в нужной точке: перед осью колеса во время разгона и равномерного движения, позади оси при торможении или под осью —- во время остановки без опускания кресла на землю. Отклонения центра тяжести, говорит инженер, достаточно для реализации полного крутящего момента ДВС и интенсивного торможения вплоть до юза. Вес всей машины составляет 500 килограммов, скорость —- примерно 46 километров в час. Положение центра тяжести системы (красная точка), водителя, двигателя (синий квадрат) и противовеса (зелёный сектор) при посадке, положении готовности, разгоне и торможении (иллюстрации с сайта theriotwheel.

com).Сейчас под "завесой тайны", как шутит изобретатель, Льялл строит RIOT 2 и RIOT 3.Они будут существенно (примерно вдвое) легче, чем первый образец, и приводиться в движение уже не слабеньким ДВС, а здоровенными электродвигателями мощностью 30 и 200 лошадиных сил соответственно. Один из этих аппаратов (третий) должен стать самым быстрым в мире моноциклом. Кстати, насколько нам удалось узнать, действующий рекорд для моноциклов —- 85 километров в час. На этом снимке можно разглядеть кое-что из начинки RIOT Wheel (фото с сайта theriotwheel. com).К слову, об испытаниях другого американского монстра —- моноцикла McLean V8 monowheel, с восьмицилиндровым двигателем от легкового бьюика, на полную скорость —- пока что-то не слышно. Здесь (в нижней четверти страницы) вы можете найти видео (MPEG-файл), демонстрирующее неспешное фланирование этого чуда. Небыстро? Зато звук…Ну, а когда мы увидим электрический скоростной "бунт" от Льялла? Обещает этим летом.

Уж наверное изобретатель не пропустит Burning Man 2004, который пройдёт с 30 августа по 6 сентября. Статья о науки и техники получена: Membrana. ru

Категория: Отрасли и предприятия | | Теги: система, наука, техника Рейтинг: 0.0/0

Другие новости:

Микробы выходят в открытый космос
Крамник против компьютера: кто кого, что кого или кто что?
Роторно-поршневые ДВС заменяют батареи мобильных устройств
Тотальный автоматический face-контроль начинается
Наука на военной службе: нанотехнологии солдатской неуязвимости
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: