В первом абзаце много слов "опять" и "снова": опять про летательный аппарат, снова про американскую военщину, опять про вертолёт, снова про беспилотных. Да, ещё снова о мутантах, ведь это ни что иное, как гибрид самолёта и вертолёта, который в июне-июле 2002 года впервые собирается взлететь. Суть гибрида в том, что его ротор, а, проще говоря, пропеллер, может превращаться в крылья и обратно. То есть, взлетает аппарат как вертолёт, после того, как высота набрана, ротор фиксируется в перпендикулярном корпусу положении, теперь винт - это крылья, а аппарат становится самолётом. Примечательно, что у нового аппарата ротор всего один - пропеллер на хвосте убран за ненадобностью: он прибавляет веса и делает вертолёт более заметным для радаров. Взлетев с авианосца, Canard Rotor/Wing из вертолёта превратился в самолёт. Естественно, возникает вопрос - зачем всё это? А затем, что такой аппарат летает быстрее вертолёта, а взлетает и садится он при этом вертикально (VTOL - vertical take-off and landing).
Тем, кого называют US Navy и Marines, для разведывательных операций только этого и не хватало. Если вдуматься, то придумать определение к новому аппарату не так-то просто: в нашем распоряжении "само", "верто" и "лёт", а соединять придётся все три - иначе никак. Выходит, вариантов два: вертосамолёт и самовертолёт. Первый вариант как-то благозвучнее, поэтому остановимся пока на нём. Впрочем, у вертосамолёта есть и своё родное название - Canard Rotor/Wing (CRW).Вот по такому принципу и летает Canard Rotor/Wing. Иллюстрация из журнала New Scientist. Возможно, кого-то в названии CRW смутит слово "Canard", которое чаще переводится, как "утка", ложный слух. В данном случае - ничего утиного: "Canard" означает "самолёт с горизонтальной стабилизацией" (airplane with horizontal stabilizing and control surfaces in front of supporting surfaces).
Кстати, есть у CRW название и попроще - Dragonfly ("Стрекоза").Боевая пилотируемая версия CRW. CRW - это совместная разработка авиастроителей из "Боинга" (Boeing Phantom Works) и сотрудников исследовательского агентства Пентагона по перспективным оборонным разработкам (Defense Advanced Research Projects Agency - DARPA).Обе стороны вложили в это дело по $12 миллионов. Так или иначе, в 2003 году этот проект должен быть завершён. Предполагается, что CRW будут как пилотируемыми (на одного-двух человек), так и беспилотными - UAV'ами. Всем, кто интересуется техническими подробностями на английском, предлагаем почитать, что пишет сам "Боинг", что рассказывает DARPA, что думает по этому поводу сайт Fas. org, и что пишет американский журнал National Defense. Принцип действия SiMiCon Rotor Craft.
Иллюстрация из журнала New Scientist. Кстати, рассказывая о CRW, журнал New Scientist припоминает "Боингу" предыдущий вертосамолёт - MV-22 Osprey, который дважды разбивался, погубив 12 человек. Нам же вспомнился аппарат, о котором писал всё тот же New Scientist. Этот беспилотный аппарат почти тёзка CRW - он называется SRC (SiMiCon Rotor Craft).SiMiCon - это название норвежской компании-разработчика, чьё детище в форме диска (диаметр 4,5 метра) также можно назвать вертосамолётом, потому что летает оно и так, и эдак. Компьютерная модель нашего будущего: над городом летают беспилотные аппараты шпионы. В данном случае – это SiMiCon Rotor Craft. Ротор с четырьмя лопастями позволяет SRC вертикально взлетать, приземляться и парить, а реактивный двигатель включается, когда нужно набрать скорость. Когда лопасти не нужны, они складываются.
SiMiCon Rotor Craft успешно прошёл тоннельные испытания в Норвежском национальном университете технологии и науки в Трондхейме (Norway's National University for Technology and Science in Trondheim), но когда SRC будет востребован - пока неясно. Помимо военных шпионских миссий, норвежцы хотели бы, чтобы их аппарат послужил и гражданским: геологам, экологам, полицейским - но до этого, как они говорят, ещё далеко: лет через пять после того, как первый серийный SRC поднимется в воздух. Статья о науки и техники получена: Membrana. ru