11:52 Как однофамильцы русского эмигранта подняли Америку в воздух | |
"Автожир" - слово-то какое. И о рыбьем жире напомнит, и жиртрест из памяти вынырнет. Придётся в статье слегка и по автожирам пройтись, хотя речь о другом: строитель этих "жиров" понастроил в своё время такого, что и пером надо описывать, и в сказках поминать. Чувствуется, что лётчики и парашютисты из-за сравнения авто- с рыбьим жиром сжали кулаки, поэтому открываем энциклопедию и читаем с выражением вслух: "Автожир (от французского autogyre, от греческого autó-s - сам и gý-ros - круг, вращение), летательный аппарат тяжелее воздуха, отличающийся от самолёта тем, что основной несущей поверхностью служит воздушный винт-ротор, свободно вращающийся вокруг вертикальной оси под действием встречного потока воздуха. Изобретён испанским инженером Хуана ла Сиерва в 1922 году. В связи с развитием вертолётов, работы по созданию автожиров были прекращены". Дополнение другого словаря: "Разработкой моделей автожиров занимались многие конструкторские бюро до начала 1940-х годов, в настоящее время он используется в основном в спортивных целях". Ну, что? Справедливость уже должна вовсю торжествовать, а парашютисты и пилоты облегчённо улыбаться. Пришла пора объяснить, к чему написанное выше относится. С 1917-го по 2000 годы вместе с нами на планете жил талантливый конструктор и, можно сказать, изобретатель. Igor B. Bensen (Игорь Бенсен). Звали этого человека Igor B. Bensen, поскольку жил и работал он на другой части нашей планеты, а именно в США, куда эмигрировал из России, дай-то Бог не ошибиться, в 40-50 годы ХХ века. Останься он здесь, мы бы, конечно, называли его Игорем Бенсеном (отчество, к несчастью, нам неизвестно) и по имени-отчеству безо всякого сомнения. Но построил бы он те летательные аппараты, которыми до сих пор восхищаются пилоты и парашютисты? Предлагаем вам самим ответить. Кстати, ругают на чём свет стоит Америку и дискутируют об утечке мозгов у нас здесь. До конца неясно почему, но в Интернете о выдающемся человеке по имени Igor Bensen, равно как и об Игоре Бенсене, написано крайне мало чего. Но вот инженер-программист с эстонской электростанции Максим, чей сайт "Все вертолёты мира" мы уже не раз немилосердно эксплуатировали, пишет следующее:"В 1953 году русский эмигрант Игорь Бенсен исполнил свою давнюю мечту и основал свою собственную компанию, собираясь строить лёгкие винтокрылые машины, которыми могли бы пользоваться обычные люди. Игорь Бенсен лично демонстрирует возможности В-7. Покинув Россию и переехав в США, Бенсен уже здесь запатентовал 36 изобретений, он занимался исследованиями вертолётов в фирме General Electric, затем организовал и возглавил исследовательский отдел в фирме Kaman, был также лётчиком испытателем ВВС и ВМС США. В 1954 году Бенсен разработал безтяговый роторный летательный аппарат B-8 "Gyro-Glider", который можно было буксировать за автомобилем. Он поднимался в воздух, когда скорость автомобиля достигала 40 км/ч, если же такова была скорость ветра, аппарат взлетал сам, подобно воздушному змею".Добавим, что компания называлась соответствующе - Bensen Aircraft, а всего различных летательных приспособлений в её недрах было разработано около двух десятков, в чём вы можете самолично убедиться, если найдёте фамилию Bensen на этой странице. Если уж весьма честно, то признаёмся: эти автожиры нас не интересуют совсем, то есть вообще. Однако мы прозорливо допускаем, будто кого-то хлебом не корми, но автожир покажи. В связи с этим, предлагаем англоговорящим читателям поглядеть, что творится здесь, происходит тут и, наверное, в этом месте. Всё это про автожиры, гиропланы и, местами, про гирокоптеры. Чьи? Игоря Бенсена, разумеется. Bensen X-25 Gyro-Copter. Пока парашютисты не ушли, ещё цитата как раз для них: "…Автожиры имели очень широкое распространение в США и пользовались очень большой популярностью благодаря Игорю Бенсену. Бенсен, по сути дела, дал второе рождение автожирам после того, как они были вытеснены вертолётами. Практичные американцы быстро оценили автожиры Бенсена. При незначительном проигрыше лётным качествам вертолёта автожир был значительно проще и существенно дешевле, да и в управлении позволял самостоятельно обучиться пилотированию, следуя руководству". Текст всего этого целиком - тут. Тем временем, сам собой возникает вопрос: а с какой стати мы тогда затеялись с данной статьёй, если автожиры нас не влекут? Хороший вопрос. Смотрите сюда. Что видите? Вот! Летающая платформа. Для тех, кто ещё не знает, имеем сообщить, что увлекают нас эти платформы и давно. Хоть убей. Сказать по совести, конечно, никакая это и не платформа. Это вот они пишут "Modelo B-10 Flying Platform", но мы-то понимаем, что это. И правильно пишет Максим с эстонской электростанции, когда делает это по-английски: "Bensen B-10 Prop-Copter", "VTOL aircraft", "prototype form (N56U)". По-русски у Максима: "Летающая платформа B-10 поднималась в воздух за счёт двух несущих винтов, каждый из которых приводился в движение двигателем McCulloch мощностью 53.7кВт". Ещё имеется дата – 6 августа 1958 года. Теперь о грустном. Два абзаца, те, что выше – это вся информация о Bensen B-10, которую удалось найти. Таким образом, приходится довольствоваться одной единственной (!) фотографией и гадать, куда смотрели сотрудники аэрокосмических музеев, если не смогли приземлить такое чудо на свои стенды. На чудом же сохранившейся чёрно-белой фотографии мы видим молодого серьёзного человека, восседающего на… На чём? От двух решительно вращающихся винтов его защищает довольно крупная "сетка рабица", вдоль "днища" проложена увесистая железяка с "шасси" на обоих концах. Присутствует так же перпендикулярная машине стойка с колёсиками от рояля. Фотография Bensen B-10 Prop-Copter образца 1958 года. Другого фото, судя по всему, в природе не существует. Мы можем предположить, что это устройство с гордой (гордой? ) маркировкой "N56U" действительно могло делать то, что называется VTOL (vertical take-off and landing – вертикальные движения земля-воздух и обратно), но каким образом Игорь Бенсен придумал осуществлять перемещения по горизонтали? И придумал ли? Если нет, то мы можем констатировать причину "смерти" Bensen B-10, так как аналогичных "вентиляционных лифтов" в те времена в США наплодилось порядочно – бедные чиновники NACA (так называлось NASA) не знали, кого секретить и кому деньги давать. Эх, надо было ещё пропеллеров подвесить. Вертикально. Парочку. Изображённый здесь аппарат Бенсена совмещает в себе и лодку и автожир. Итак, что же вы узнали по прочтении. Во-первых, вам теперь известно, кто такой Игорь Бенсен. Во-вторых, отныне всякий понимает, что есть автожир. И, наконец, в-третьих, с этого момента вы знаете про Bensen B-10 Prop-Copter не больше нашего. Если лётчики и парашютисты всё ещё с нами, то за внимание спасибо им отдельное. Статья о науки и техники получена: Membrana. ru | |
|
Другие новости:
Перед посадкой в самолёт проверят не только ваш багаж, но и мозги |
«Сухой»: новинки наноиструмента |
Проблемы с техникой? Она всё расскажет о них сама |
160 тысяч долларов за Segway и шутки о нём |
Для чат-роботов тест Тюринга может в скором времени стать общим местом |
Всего комментариев: 0 | |