13:30 Крылья летающих велосипедов. Часть первая: въезд в воздух | |
Рекордный немецкий Mufli запускали при помощи натянутой "резинки" (иллюстрация с сайта arrakis. es и фото с сайта nasg. com).Это смог сделать Габриэль Пулен (Gabriel Poulain) только в 1921 году. Он взял 17-килограммовый велосипед и прикрепил к нему два больших крыла. Видно парень был мускулистый, ибо как-то ухитрился разогнаться до 40 километров в час. Духи воздуха благосклонно отнеслись к смельчаку. Он летел в двух попытках на 11,72 и на 12,30 метра. В 1935 году появился прообраз современных педальных самолётов - Mufli. Его создала группа инженеров Юнкерса (Junkers). Аппарат уже имел воздушный винт, подобно своим моторным собратьям. И при должной сноровке пилота мог совершать длительные вояжи. Однако в небо эту "птаху" всё-таки выстреливали при помощи каната: на силы человека в момент взлёта авторы машины не очень рассчитывали. Тем не менее, в том же году Mufli пролетел 235 метров за 23 секунды, а в 1937-м уже 712 метров. Всего машина поднималась в небо более 120 раз. Японский Stork B: размах крыльев в 21 метр и 36 килограмм веса, не считая пилота, позволили этой машине установить рекорд дальности полёта на мускульной тяге 1976 года (фото с сайта nasg. com).Стало окончательно ясно: человек вполне может летать на самолёте, самостоятельно вращая винт. Лишь бы самолёт тот был лёгким, да аэродинамические качества были высокими. Самолёты с человеком вместо движка принялись мастерить в разных странах чуть ли не ежегодно. Рекорды же росли медленно. Собственно, тормозили прогресс материалы. Из важных вех той эпохи нужно отметить машину Stork B, созданную в японском университете Нихон (Nihon University). В 1976 году этот велосамолёт пролетел 2093,9 метра. Примечательно, что сделан он был главным образом из дерева и бумаги. Теперь простое увеличение полёта едва ли могло принести людям подлинное удовлетворение. Совершенствование техники дело закономерное. И вроде тут уже не осталось места удивлению. А вот если лететь над водой... Представьте, что будет, если пилот устанет на полпути. Крылья у "Альбатроса" такие тонкие, что без растяжек обойтись было нельзя. Как и на первых самолётах (схема с сайта achievement. org).12 июня 1979 года профессиональный велосипедист Брайан Алиен (Bryan Alien) впервые в истории пересёк на велосамолёте Ла-Манш. Его маршрут пролегал между Фолкстоном (Folkestone, Англия) и мысом Грис-Нез (Cap Gris-Nez, Франция). Риск вроде был и не так уж велик: Алиен летел на высоте в несколько метров, и на всём пути его сопровождала моторная лодка. Но всё же такое достижение поразило мир. 2 часа и 49 минут крутил педали отчаянный лётчик. За это время он пролетел 35,82 километра. Сколько он потерял в весе - история деликатно умалчивает. Машину Алена - Gossamer Albatross (что-то вроде "Лёгкий как паутинка альбатрос") - спроектировал американский инженер Поль Маккриди (Paul McCready).Gossamer Albatross в Англии, 1979 год. Тренировка перед рекордным полётом (фото с сайта achievement. org). Рецепт этой машины стал классическим - огромный размах крыльев (почти 30 метров), тоненькая плёнка на крыльях (кажется: только ткни посильнее пальцем и она порвётся), изящные рейки, прозрачный обтекаемый кокпит пилота. Материалы: карбон, полистирен, майлар. 32 килограмма маленького технического чуда. Правда, оперение у этого самолёта было расположено спереди, но последователи Маккриди чаще прибегали к классической схеме. Авторам сенсации досталась не только всемирная слава. Нужно заметить, что ещё в 1960 году, благодаря деньгам промышленника Генри Кремера (Henry Kremer), Английское Королевское общество аэронавтики (The Royal Aeronautical Society) учредило ряд призов в области Human-Powered Aircraft, то бишь авиации на мускульной тяге. В том числе и премию за первое пересечение Ла-Манша на таком самолёте. Один из первых (неудачливых) людей-птиц. Некий Винсент (Vincent). Париж, 1912 год (фото с сайта nasg. com). Причём двумя годами ранее всё тот же Алиен почти на таком же самолёте, конструктивном предшественнике "Альбатроса", взял приз Кремера за первое в истории выполнение полёта на педальном аппарате - по маршруту в форме восьмёрки, доказав, что конструкция Маккриди позволяет не просто летать, с криками "ой мамочки, сейчас свалюсь", а вполне уверенно маневрировать. Однако, положа руку на сердце, скажите, разве ради набивания карманов старались Маккриди и Алиен? Стать первыми, кто воплотил в жизнь миф о Дедале и Икаре - вот это стимул, который не измерить деньгами. По хронологии тут логично припомнить: как раз с начала 1980-х аналогичную цель - взлететь в воздух при помощи мускульной силы человека - поставили перед собой поклонники вертолётов. Увы, до сих пор лучшие их достижения - это считанные секунды в воздухе. Чего категорически недостаточно для получения престижного приза имени Сикорского. А вот с самолётами у наследников Икара дела пошли куда успешнее. Что новых рекордов все ждали - это само собой. Но теперь пришло время устраивать соревнования таких машин. Продолжение следует. Статья о науки и техники получена: Membrana. ru | |
|
Другие новости:
Шпион-бидон снимает террористов из-под земли |
За спичками |
Первый в мире ранцевый вертолёт "Юла": секретно, потому что совершенно? |
Пешеходы не сдаются: Segway на тротуары? Только через наши трупы! |
Тоннель под горой соединит с миром тридцать человек |
Всего комментариев: 0 | |