11:56 Музыка и электричество. Часть третья: Как орган Хаммонда остался органом | |
Патент на орган Хаммонда выдали с рекордной скоростью: прошло всего лишь три месяца. Инструмент появился в несчастливые времена, но, видимо, под счастливой звездой. Его слава до сих пор не померкла, хотя "классические" органы Хаммонда больше не выпускаются. Или всё не так просто? В предыдущей статье рассказывалось о событиях, предшествовавших появлению на свет органа Хаммонда. Стоит отметить, что Лоренс Хаммонд (или Хэммонд), - личность выдающаяся, значимость некоторых сделанных им открытий и изобретений ставит его в один ряд с Эдисоном. Именно ему, например, принадлежит идея трёхмерного кинематографа - и первая реализация её. И всё же, почему-то сложилось так, что имя Хаммонда вспоминают только в связи с его музыкальным инструментом...Итак, как уже рассказывалось, патент Хаммонд получил, причём получил чрезвычайно быстро, всего за три месяца. Кстати, на это патентное свидетельство можно взглянуть здесь, при условии наличия в вашей системе QuickTime. Как и полагается, в системе представлен полноценный чертёж всех частей органа. Слава же пришла гораздо раньше, чем Хаммонд думал. Пришла она в виде двух ошарашенных инженеров компании Ford Motor, которых на днях вызвал к себе сам Генри Форд и, размахивая руками, велел им немедленно построить (!) ему электроорган "такой вот высоты, такой вот ширины и вот такой вот длины".Из чувства самосохранения инженеры двинулись в Патентное Бюро и, к немалому облегчению, обнаружили там патент, выданный Хаммонду. Описание электрооргана идеально отвечало запросам грозного босса. Это потом выяснилось, что Форд и не собирался заставлять своих инженеров строить ему электроорган, он собирался купить его у Хаммонда, но не хотел этого афишировать, опасаясь, что Хаммонд смекнёт, что работа нужна к спеху и, как у Гоголя написано, заломит ровно вшестеро. Генри Форд не любил, когда ему что-то пытались продать подороже. В общем, озадаченные Фордом инженеры заявились в компанию Хаммонда, намекнули, что распоряжения мистера Форда выполняются по единому движению его брови, в противном случае можно попасть на большие неприятности, и спросили, нельзя ли им купить орган прямо сейчас? В планы Хаммонда это вообще-то не входило. Орган собирались представлять только 15 апреля 1934 года на Выставке Промышленных Искусств (Industrial Arts Exposition), а на дворе стоял февраль. О чём несчастным инженерам и было сообщено. Через несколько дней мистер Форд прислал персональное предложение привезти ему орган "когда тот будет готов". В общем, Хаммонд сотоварищи не стали дожидаться выставки, и в самом начале апреля орган Хаммонда модели А отправился к Форду. Посмотрев и послушав, Форд заявил, что через двадцать лет такой инструмент должен стоять в каждом доме. Но не купил. Вместо этого привезших его людей отправили обедать... И только после этого Форд спросил насчёт цены. Услышав цифру $1250 он немедленно купил шесть органов и распрощался с людьми Хаммонда. Так совершилась первая сделка, связанная с органом Хаммонда. Считается, что именно Хаммонд и его люди придумали принцип максимальной открытости и "шумливости" компании (осознали, так сказать, необходимость постоянной рекламной и PR-деятельности).Однако же подготовить "мышеловку" для Форда они не успели, он, как говорится, сам пришёл. Надо сказать, что, по некоторым сведениям, Форд пригласил Хаммонда в гости (большая честь, однако же), и предложил ему денег и инженеров. Хаммонд вежливо отказался, и, видимо отклонил совет Форда держать цену на очень низком уровне и стараться не делать больше $20 долларов с каждого органа. В первый же год компании Хаммонда удалось продать 1400 органов. В основном они целились по церквям и всяческим учреждениям, но среди покупателей было и множество частных лиц. В частности, Джордж Гершвин, по слухам, купил орган, едва увидев и услышав его. Приобрёл инструмент и президент Рузвельт, выведший страну из Великой Депрессии. Символично, не правда ли? Инструмент был дорог, но, тем не менее, быстро обрёл бешеную популярность. Доходы компании в 1936 и 1937 годах исчислялись сотнями тысяч, а тогдашние сотни тысяч долларов - это, в общем и целом, нынешние миллионы. И это далеко не всем понравилось. Этими "не всеми" оказались производители обычных, духовых органов. Более лёгкие и в десятки и сотни раз более дешёвые "Хаммонды" перебежали им дорогу и перебежали сильно. Допустим, всё в том же 1936 году компания Хаммонда заработала $228 393, - в основном, на торговле с церквями. А один духовой орган стоил от $75 до $250 тысяч. И производители духовых органов не нашли ничего лучше, как... подать жалобу в Федеральную торговую комиссию с требованием лишить Хаммонда права называть свою продукцию органами! Аргументы? "Указанный инструмент не в состоянии производить весь диапазон музыкальных оттенков" и "весь диапазон гармоник, который наличествует у духового органа".Это, в общем-то, было правдой. Или, по крайней мере, очень походило на неё - просто потому, что степень детерминированности звучания у электронного инструмента неизбежно выше, чем у инструмента "живого". Однако для чиновников Торговой комиссии это не было слишком уж очевидным фактом. И потому был назначен поединок между духовым органом и творением Хаммонда. Своего рода, суд Божий. В часовню университета Чикаго, где был установлен орган Скиннера (Skinner Pipe) стоимостью $75 тысяч, привезли орган Хаммонда. Его тон-кабинеты (собственно, то, через что выводился звук, некое подобие динамиков), были спрятаны среди труб духового органа, клавиатуры обоих органов скрыты за ширмами. Орган Хаммонда модели B3 с кабинетами Leslie по бокам (фото с сайта organhouse. com). | |
|
Другие новости:
Модели выплывают из книги на виртуальных парусах |
Квантовая криптография выходит "в эфир" |
Чем московский «МИЛАН» привораживает бизнесменов мира |
Гонки на газонокосилках - самый дешёвый мотоспорт |
Universal Display демонстрирует гибкость виденья |
Всего комментариев: 0 | |