Приветствую Вас Гость • Регистрация • Вход • RSS
Пятница, 26.4.2024
Главная » 2010 » Июль » 22 » Непилотируемые истребители: новый миф или близкая действительность?
12:24
Непилотируемые истребители: новый миф или близкая действительность?

Непилотируемые истребители: новый миф или близкая действительность?Сказать, что Соединённые Штаты Америки только сейчас всерьёз вознамерились встать впереди планеты всей по высокотехнологичному оружию, будет, конечно, несправедливо. Но задача этой статьи – не критиковать Америку. Речь пойдёт об оружии, которое можно воспринимать как крайне гуманное, или наоборот, как крайне бесчеловечное. Как бы там ни было, факт есть факт: уже в будущем году начинаются полевые испытания полнофункционального непилотируемого истребителя. В настоящее время уже построены два опытных образца самолёта, разработанного знаменитым агентством DARPA (Агентство передовых оборонных исследований США) и корпорацией Boeing. DARPA/Boeing X-45 – прототип непилотируемого истребителя (НПИ). Полноценный вариант, который со временем предполагается поставить на вооружение американских ВВС, будет большего размера, нежели X-45. Разработчики обещают, что НПИ смогут летать на такое же расстояние, как и любой тактический истребитель. Самолёты будут оснащены порядочным количеством оружия, а также активным радаром и многочисленными сенсорами.

Разработчики хотят сделать свой самолёт настолько автономным, насколько это вообще возможно. Бортовой компьютер должен будет самостоятельно обнаруживать новые цели и выкручиваться из передряг, буде такие случатся. По идее. X-45 в сборочном цехе. Кроме того, НПИ будет, иметь меньшие размеры, чем его пилотируемые собратья. Кроме того, благодаря отсутствию кабины и стабилизатора, а так же необычной формы сопел, он будет куда более "невидим" для радаров, чем любые нынешние "стэлсы". Форма, напоминающая бомбардировщик-невидимку B-2, но более обтекаемая, сделает его куда менее уязвимым как для наземных, так и воздушных систем наведения.

По идее. Свою форму X-45A позаимствовал у экспериментального непилотируемого аппарата X-36, испытания которого проходили ещё в 1996 году. Правда, X-36 управлялся с земли, в то время как X-45, опять-таки, собираются сделать автономным. Насколько это вообще будет возможным.

Кстати, во время испытаний второго прототипа X-45 разработчики должны окончательно определиться с концепцией управления, так что будет ли он совершенно самостоятельным, до конца ещё не ясно. Затея сделать эти самолёты насколько возможно самостоятельными – довольно интересна. Если НПИ действительно будет принимать участие в боевых действиях, то это обеспечит использующей его стороне (угадайте, какой именно?) огромное, если не абсолютное, преимущество над авиацией противника.

По идее. А то и не только авиацией: в перспективе эти "малыши" должны будут вполне успешно расправляться с передвижными радарными и ракетными установками и другими наземными целями. Иными словами, проект X-45 – это проект по созданию летающего высокоточного оружия. Спросите любого военного, и он доложит вам, что эффект от высокоточного оружия может быть сопоставим с воздействием ядерных боеголовок. Хотя тут есть одна важная оговорка. F-117 Nighthawk. Самолёт-миф? Специалисты утверждают, например, что уникальные свойства "стэлсов" в большой степени являются мифом. Известен случай, когда во время балканской войны управляемый сербским лётчиком МиГ-29 одной ракетой обратил пролетавший мимо "стэлс" в крошево, и тот просто-таки не успел ничего возразить. Поединок "обычного" истребителя и "стэлса" будет напоминать бой вертлявой борзой с бультерьером: если второй первую сразу пополам не перешибёт, пиши пропало.

Неповоротливость самолётов вроде F-117, да и B-2, вызвана, в том числе, той самой "странной" формой, которая наравне с поглощающим радиоволны покрытием якобы делает его невидимым. Основные ТТХ оказались принесёнными в жертву этой самой хвалёной невидимости. Однако низкочастотные радары видят его как миленького, а отсутствие должной манёвренности и низкая по нынешним меркам скорость (около 750-800 км/час максимум), делает его лёгкой мишенью для серьёзных систем вооружения, к коим до сих пор можно с чистой совестью отнести и "старичков" вроде MиГ-29 или Су-27. А исполненные динамизма поединки МиГов и F-117 или F-22 – это плод PR-фантазии Пентагона, Голливуда и разработчиков компьютерных игр. X-45 в контейнере. До поры до времени. Как уже сказано, предполагается, что у НПИ будет почти такая же обтекаемая форма, как и у пилотируемых "стэлсов". Не без оговорок, конечно, но очень похоже. Что будет с манёвренностью?

Один из проектов непилотируемых самолётов имеет целью создать НПИ, базирующийся на авианосцах. У ВМФ несколько другие требования, нежели у ВВС, —- и по грузоподъёмности, и по посадке, и по длительности полёта, а главное – по управляемости и манёвренности. Pegasus. Идеальная для самолёта-невидимки форма. Дизайнеры компании Northop Grumman уже предложили придать морским НПИ вид воздушного змея (см. на иллюстрации).

Форма разрабатываемого Northop аппарата Pegasus считается близкой к идеальной для "стэлсов". А его предполагаемая конструкция должна обеспечить аппарату полную безопасность при посадке на авианосец. А это куда более сложный процесс, чем посадка на наземную ВПП. Тут требуется предельная точность управления и весьма значительная манёвренность самолёта, вернее, то, что можно было бы назвать "координацией движений".Но есть и более "мудрёные" проекты конструкции самолёта.

Например, концепция винта, в нужный момент преобразовывающегося в крыло —- Canard Rotor/Wing. Такой вертосамолёт сможет, по идее, взлетать вертикально, зависать над местностью и вообще вести себя наподобие вертолёта, перемещаясь при этом гораздо быстрее. Испытания этих аппаратов начнутся во второй половине этого года. Итак, если всё у DARPA и Boeing получится, ситуация выйдет следующая. Против "обычных" истребителей, управляемых высокопрофессиональными лётчиками, будут биться мелкие, вертлявые, хорошо вооружённые, малоуязвимые, невидимые или почти невидимые для радаров аппараты. Непилотируемые. Самостоятельные.

Управление непилотируемым самолётом с земли. В нужный момент управление этими аппаратами может перехватить человек, сидящий хоть в самом Пентагоне – в тепле, уюте, под кондиционером и с чашечкой кофе, поставленной на выдвинутую полочку CD-ROМ. Он будет вспоминать, как в юности с удовольствием крошил эти поганые МиГи в компьютерных симуляторах. И, к слову сказать, для него, это будет именно игра. В отличие от лётчика, сидящего в "нормальном" истребителе, и пытающегося, преодолевая перегрузки в несколько G, поймать в прицел и разнести в пыль эту вертлявую стерву, которая ничего не боится. А чего ей бояться?

Она металлическая, дешёвая (строительство НПИ будет обходиться в два раза дешевле "обычных" истребителей), и человека внутри нет. Роботы против людей. Вдохновляет? По правде говоря, нет, и вот почему. Вышеприведённые рассуждения – это идеальный вариант. А ничего идеального, как известно, нет. Во-первых, из-за "своеобразной" формы X-45 вопрос манёвренности остаётся открытым. Если найдутся какие-то фатальные недостатки (а это произойдёт почти наверняка), их попытаются скрыть пропагандой, как это было со стэлсами. Однако, когда дело дойдёт до боя, всё мигом встанет на свои места. И потом —- скорость? Грузоподъёмность (сколько ракет сможет утащить)?

Невидимость? Есть ли у DARPA или у Boeing технология, которая позволит сделать эти самолёты невидимыми и для низкочастотных радаров, которым наплевать на невидимость F-117?Су-47. Российский истребитель с обратной стреловидностью крыла. Достаточно ли будет формы летучего змея для того, чтобы обойти их? Тем более, что разработчики НПИ, кажется, собрались вообще отказываться от поглощающего покрытия и спецматериалов, делая ставку исключительно на форму. На эти вопросы, конечно, ответит время. Проблема в том, что не только в США ведутся оборонные исследования. Что может быть противопоставлено НПИ? Продолжение следует.

Статья о науки и техники получена: Membrana. ru

Категория: Инновации | | Теги: система, робот Рейтинг: 0.0/0

Другие новости:

NASA отправит в космос на верную смерть пару сотен человек
Люди выбрали самые отвратительные звуки в мире
Государственная авиация: главная задача - предотвращение аварийности
Птица Додо: после смерти и до
Приносим чужие извинения: лифт на небо не работает по техническим причинам
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: