Главная » 2010 » Июль » 20 » Войны переносятся в космос. Часть третья
Войны переносятся в космос. Часть третья

Войны переносятся в космос. Часть третьяГлавный недостаток существующего подхода к конструированию спутников состоит в том, что после их запуска на орбиту, обслуживание и перепрограммирование обычно невозможны без участия человека. И стоит это всё слишком дорого, поскольку требует отправки космического "шаттла" к проблемному аппарату. Легко себе представить, в какие суммы обойдётся обслуживание грядущих поколений орбитальных группировок, если Пентагону всё же удастся осуществить свои планы. Для того чтобы в какой-то степени разрешить эту проблему, конструкторы обратились к опыту пользователей компьютеров, зачастую покупающих себе системы начального уровня с их последующим "апгрейдом" по мере удешевления стоимости необходимых компонентов. Спутник NextSat. Ремонтируется прямо на орбите.

Так, консорциум компаний Boeing и Bell Aerospace совместно с DARPA и NASA собирается разработать концепцию и макет спутника NextSat, который можно будет ремонтировать, перепрограммировать и дозаправлять прямо на орбите. Затем, в начале 2006 года будет подготовлен и запущен сервисный спутник ASTRO (Autonomous Space Transport Robotic Operations).Задачей их совместного полёта будет демонстрация их способности к автоматической стыковке. Если демонстрация завершится успешно, то вскоре будет развёрнута работа по созданию целого флота таких систем. Следующим шагом в этом направлении станет программа DART —- Demonstration of Autonomous Rendezvous Technology.

На этот раз сервисному спутнику, который взялась построить корпорация Orbital Sciences, придётся приблизиться к обычному спутнику связи на дистанцию до пятнадцати метров и, используя бортовые видео-сенсоры, провести ряд маневров по уклонению от столкновения и отойти на другую орбиту. Все эти действия должны быть проделаны полностью в автоматическом режиме. Сервисный спутник (красный) выходит на орбиту сближения и соединяется с обычным спутником связи. В этой связи редакция Popular Science высказывает опасения, что такая технология может быть использована отнюдь не только в мирных целях: спутник-ремонтник слишком легко трансформируется в спутника-паразита, который, "присосавшись" к космическому кораблю потенциального противника, может неделями висеть на нём, ожидая команды на уничтожение или депрограммирование вражеского спутника.

Кстати, в 2000 году в иностранной печати уже проходила информация о том, что китайские инженеры уже разработали и провели наземные испытания военного спутника-паразита. И хотя в тот раз никто не смог подтвердить этих данные, опровергнуть их также не удалось.5. Космические бомбардировщики (ориентировочно к 2012 году)Однако голубой мечтой американского генералитета являются, конечно же, космические бомбардировщики: беспилотные корабли многоразового применения, которые в мирное время будут осуществлять обслуживание и дозаправку искусственных спутников, но в случае нужды смогут и "шарахнуть" бомбу-другую по наземным целям видимого противника. Космический бомбардировщик из телефильма Space: 1999. Специалисты NASA и частных фирм работают над осуществлением этой мечты уже около четырёх десятков лет, но пока не добились существенного прогресса. Национальная программа по созданию аэрокосмического самолёта, способного самостоятельно выводить грузы на орбиту или же служить в качестве скоростного межконтинентального бомбардировщика, была свёрнута в 1994 году: инженеры убедились, что такая машина никогда не сможет достичь первой космической. Недавно такая же участь постигла и концептуальную разработку X-33, поскольку и эта идея оказалась нежизнеспособной.

Тем не менее, не так давно NASA выделила ещё 4,8 миллиарда долларов на программу Space Launch Initiative, которая выглядит гораздо реалистичнее прежних планов. В соответствии с программой, предполагается создание адекватной замены для устаревающего флота космических "шаттлов". По предварительным расчётам, аппарат под названием Space Operations Vehicle (SOV) должен использовать традиционную схему "ракета-носитель плюс космоплан" с той лишь поправкой, что на этот раз корабль будет осуществлять полёт в полностью беспилотном режиме. Демонстрация комплекса должна состояться ближе к концу десятилетия, а уже к 2014 году военные надеются получить первый полностью работоспособный образец. Примечательно, что параллельно с SOV Пентагон прорабатывает ещё одну программу —- Space Maneuver Vehicle (SMV), то есть, относительно небольшого космического корабля, который можно будет вывести на орбиту при помощи стандартной ракеты-носителя, того же SOV или даже "на спине" тяжёлого транспортного самолёта. Запуск pace Maneuver Vehicle на высокой орбите. Конструкция SMV обеспечит ему возможность оставаться в космосе на протяжении целого года, быстро менять орбиты и, что самое интересное, хранить на борту так называемый Common Aero Vehicle (CAV). Последний, в случае необходимости, сможет отделиться от SMV, войти в земную атмосферу и, нанеся бомбовый удар по заранее выбранной цели, вновь вернуться на "корабль-матку". Пробный образец SMV уже успешно прошёл испытания, проведённые сотрудниками корпорации Boeing.6. Противоракетная оборона: возвращение СОИ (2003-?

)А вот эта часть новой оборонительной концепции Министерства обороны вызывает наибольшие сомнения в её осуществимости. И в первую очередь —- из-за явно непосильных требований, предъявляемой системе обнаружения и перехвата боеголовок противника. Невозможность создания такой системы была в деталях и на популярном уровне описана советскими военными специалистами ещё в середине восьмидесятых годов прошлого века. Судите сами: спутники, входящие в систему раннего предупреждения, должны не только правильно идентифицировать пуск баллистической ракеты и определить траекторию её полёта (что вполне реально), но и чётко выделить из всей массы летящего в сторону США металлолома и отвлекающих целей собственно боеголовки, а затем передать информацию об их траектории на спутники-перехватчики. Ныне существующая система Defense Support Program (DSP) не может сделать ни того, ни другого.

Спутник верхнего эшелона системы SBIRS Посему, в ближайшие годы Пентагон намерен сменить систему DSP на более совершенную двухуровневую систему SBIRS (Space-Based Infrared System). Спутники верхнего эшелона (SBIRS High), находящиеся на геостационарных орбитах заменят собой систему раннего предупреждения о ракетном нападении, а спутники нижнего эшелона (SBIRS Low) должны будут обеспечить обнаружение боеголовок и точное наведение на цель перехватчиков. На осуществление этой программы администрация Буша-младшего только в 2003 году просит у Конгресса более семи миллиардов долларов. Но не факт, что она их получит.

Дело в том, что бюджет программы SBIRS High уже превышен на 2,2 миллиарда долларов и, если ситуация и дальше будет развиваться в том же направлении, заказчику придётся вообще отказаться от продолжения работы над проектом (в адрес Lockheed Martin и Grumman Northrop уже прозвучали достаточно тонкие намёки о необходимости экономии бюджетных денег). Что касается SBIRS Low, то его судьба также вызывает некоторые опасения и, скорее всего, запуск первого спутника из этой серии состоится не раньше 2006 года. Если вообще состоится. При всём экономическом и технологическом лидерстве Соединённых Штатов, не вызывает никакого сомнения, что в мире найдётся достаточно государств, которые не пожелают мириться с превращением ближнего космоса в зону стратегических интересов США. Если планам Пентагона действительно суждено осуществиться, то в одну прекрасную летнюю ночь нам с вами придётся стать свидетелями удивительного по красоте зрелища грандиозного космического сражения. Жаль только, что длиться этот фейерверк будет очень недолго. И весьма сомнительно, что на Земле останется хоть один человек, который смог бы с гордостью сказать своим внукам: "Я это видел!".Статья о науки и техники получена: Membrana.

ru