13:36 Роботы-американцы на Марсе. Часть третья: сонная погоня за зимним Солнцем | |
Это страшно лишь на первый взгляд. Уже сейчас, марсианской осенью, роверам приходится работать при температуре всего на несколько градусов выше. Вообще-то, не это - главная проблема. Чувствительную электронику внутри марсоходов защищает удивительный изоляционный материал - аэрогель - о котором мы рассказывали, а также золотое покрытие, отражающее обратно внутрь инфракрасное излучение аппаратуры. Облака на одном из снимков, переданных Opportunity - зимой их будет больше (фото с сайта marsrovers. jpl. nasa. gov).Так что, пока в машинах есть какая-то "электрическая" жизнь, дающая тепло - они не замёрзнут. Но вот вопрос: не настанет ли день, когда запаса энергии у машин не хватит? Spirit, к примеру, работает в 14 градусах к югу от экватора. С учётом наклона оси планеты направление на Солнце составляет почти 40 градусов от вертикали. Это также сильно влияет на выработку энергии, как и постоянно укорачивающийся день, и нарастающий слой пыли на солнечных элементах. Если в начале миссии, марсианским летом, машины могли получать тысячу Ватт-часов энергии в день, то сейчас 350-400 Ватт-часов. И что обидно - солнечные батареи роверов не могут наклоняться в стороны, чтобы полнее ловить слабые лучи дневного светила."Но если нельзя наклонить панели, может наклонить сам ровер?" - задумались инженеры миссии. Так называемый "тёплый ящик электроники" (warm electronics box), хорошо защищённый теплоизоляцией (иллюстрация с сайта marsrovers. jpl. nasa. gov).И был придуман гениальный ход. Используя стереосъёмки окрестностей, компьютерщики составили трёхмерные карты обширных пространств вокруг роверов. Специальная программа вычислила положение Солнца на небе в течение этой зимы, его путь от горизонта до горизонта и, наконец, составила цветную карту "возможностей зарядки батареи", представляющую собой угол между нормалью к поверхности в конкретной точке пейзажа и направлением на источник живительного света. Кроме того, машина вычислила, куда упадут тени. С помощью этих карт инженеры будут составлять для роверов виртуозный танец. Они не будут сидеть всё время на одном месте. Экономными шажками они будут "перепрыгивать" с одной "горячей" (самой наклонённой на север) точки к другой, таким образом, чтобы всегда сохранялся наклон корпуса марсохода в сторону экватора. Маленькие холмики и впадины станут союзниками машин в максимально возможном сборе света - роверы всегда будут двигаться по северным сторонам выступов и по южным сторонам впадин. Одна из карт зон, наиболее выгодных для зарядки батарей. Синие области - самые лучшие, зелёные - невыгодное положение машины, красные - слишком малая зарядка (иллюстрация с сайта marsrovers. jpl. nasa. gov). Учёные утверждают, что даже один-два градуса разницы в наклоне машины может дать существенную прибавку энергии, или, если ошибиться с направлением - отнять её. Эти принципы применяются уже сейчас, и потому роверы генерируют 410 Ватт-часов энергии, вместо 350, которые были бы доступны им на горизонтальных поверхностях. Такая "неспящая спячка" будет сочетаться с экономными днями, когда в роверах практически ничего не будет происходить, кроме зарядки батарей. Да и в активные дни работа машин будет сокращена до ничтожных полутора часов. Научные исследования придётся ограничить ближайшими участками к нынешним точкам нахождения машин. Ещё одна необычная энергосберегающая мера - изменение в программе "защиты от ошибки", так, чтобы в случае компьютерных сбоев "инстинктивные" действия машин запускали минимум требующих такой бесценной энергии действий. Майкл Симс (Michael Sims), один из учёных миссии, пояснил: "Поскольку мы придумали эти способы, мы получили больше энергии, и это дало нам намного больше вариантов действий. Если мы непрерывно и правильно будем выбирать пути для роверов, нам, возможно, даже не придётся зимовать в течение марсианской зимы. Мы, вероятно, должны будем замедлиться, но пока у нас будет возможность поддерживать уверенный набор энергии, мы сможем иметь рабочий день, который даже будет включать использование руки ровера и её инструментов".Так что спячка машин может оказаться довольно активной. Верно же говорят - не спи, замёрзнешь! Продолжение следует. Статья получена: Membrana. ru | |
|
Другие новости:
Электронные ворота EntryScan начали вынюхивать взрывчатку и наркотики |
Мода 2010: электронная одежда и компьютеры под кожей |
Mobile Lunar Base: в базе можно покататься на Луне |
Баян: чешуйчатый дом увеличивается над ручьём |
Хозяйке на заметку: пряности и приправы |
Всего комментариев: 0 | |