Приветствую Вас Гость • Регистрация • Вход • RSS
Четверг, 12.12.2024
Главная » 2010 » Август » 11 » Соискатели X PRIZE: джентльмены строго придерживаются традиций
13:02
Соискатели X PRIZE: джентльмены строго придерживаются традиций

Соискатели X PRIZE: джентльмены строго придерживаются традицийОфициальный сайт первого в мире соревнования частных космических аппаратов —- Ansari X PRIZE —- провёл голосование среди читателей —- на какую команду они бы поставили? Победитель может определиться в ближайшие недели, так что пора вспомнить о наиболее реальных претендентах. Опрос можно считать неким отражением успехов команд в постройке реальных машин, их испытаниях и прочих заботах, связанных с соревнованием. Лидером оказалась компания авиаконструктора Бёрта Рутана Scaled Composites, о проекте которой мы уже рассказывали. Она набрала более 61% голосов (всего высказалось около 5 тысяч человек). А ведь всего за Ansari X PRIZE сейчас борется 26 команд! Результат закономерен, учитывая, что недавно космоплан Рутана SpaceShipOne поднялся на рекордную (для пилотируемого аппарата, построенного частной компанией) высоту —- 64 километра.

Напомним, для победы в Ansari X PRIZE нужно поднять трёх человек на высоту 100 километров, успешно вернуть их на землю и повторить полёт с тем же самым аппаратом не позднее, чем через две недели. Второе место в опросе заняла Armadillo Aerospace —- чуть более 8%.Так будет выглядеть частная британская ракета на старте (иллюстрация с сайта starchaser. co. uk). Эту команду возглавляет Джон Кармак (John Carmack), автор знаменитых игр Wolfenstein, Doom и Quake. О её космическом корабле мы также рассказывали. А в затылок двум американским соперникам дышит британская компания Starchaser Industries из славного графства Чешир. Результат доверия народа —- около 8%.Настало время поговорить и об этом лидере "забега".Компания была основана в 1992 году (за четыре года до объявления соревнования X PRIZE) Стивом Беннеттом (Steve Bennett), директором лаборатории космических технологий университета Сэлфорда (Salford University).Это, кстати, роднит её в чём-то со Scaled, которая существовала задолго до X PRIZE. Но Рутан, впрочем, свои экзотические самолёты строил ещё в 1960-х. А для чего создавали Starchaser?

Как раз для проектирования и постройки частных ракет, для космического туризма, в конечном счёте. Так что объявление соревнования X PRIZE здесь восприняли на ура. К настоящему времени Starchaser произвела 16 стартов своих ракет различных моделей, из которых 14 были успешными на 100%, а два —- успешными частично. Двигатели британской ракеты имеют собственное имя Churchill Mk3. Высокотехнологичные детали для них Starchaser заказывает у сторонних фирм (иллюстрация с сайта starchaser. co. uk).Интересно, что, вступая в борьбу за X PRIZE и выбирая конструкцию ракеты (конечно, это должна быть ракета, а не космолёт, к примеру, учитывая опыт фирмы), компания рассуждала любопытным образом."Одна из главных проблем с космическими проектами —- то, что транспортное средство имеет тенденцию пересматриваться и становиться всё более тяжелым по мере того, как развивается проект.

В конце концов это приводит к росту затрат и краху проекта, а аппарат становится слишком тяжёлым, чтобы функционировать. Помня об этом и, не имея никакого опыта в построении космического корабля (ранее компания запускала лишь беспилотные высотные ракеты —- прим. ред.), и не зная точно —- во что "выльется" законченная капсула, мы решили перестраховаться. К лету 2002 года проект превратился в двухступенчатую ракету с четырьмя навесными ускорителями, а поскольку наши движки показывали всё большие и большие успехи на испытаниях, мы поняли, что наш проект был значительно переразмерен, чтобы выиграть X PRIZE. Далекий от запуска трёх человек на 100 км аппарат, который мы собирались построить, фактически был бы способным к доставке шести человек в космос".Глава Starchaser на фоне одной из ракет компании —- Nova, реально летавшей (в беспилотном варианте) в 2001 году. Nova была нужна для отработки технологий, которые позднее пригодились в проектах Thunderbird и Thunderstar (фото с сайта gryphonproductions. com). Вот так перестарались. Капсула называлась Thunderbird, а ракета Starchaser 5. Сравнительно недавно компания изменила проект в сторону уменьшения размеров и упрощения конструкции.

Новая капсула, предназначенная для соревнования, получила имя Thunderstar. Ракета осталась Starchaser 5, но модифицированная, в одноступенчатом варианте и без навесных ускорителей. Любопытно, что полноразмерная зенитная ракета Starchaser 5 и капсула Thunderbird для неё не были отправлены в корзину. Компания надеется использовать их для космического туризма и запусков лёгких спутников уже после X PRIZE.

Итак. Британский претендент на приз. Starchaser V —- Thunderstar. Двигатели (их два) работают на жидком кислороде и керосине. Каждый развивает максимальную тягу 15 тонн и способен работать непрерывно до 70 секунд. Высота ракеты 27,15 метра, диаметр 1,6 метра.

Стартовая масса 17 тонн. Большая её часть приходится на топливо, сама ракета выполнена из композитных материалов и лёгких металлов. После вертикального старта ракета разгоняется до скорости 1,324 километра в секунду (4,25 М), после чего капсула отделяется и продолжает полёт по инерции, достигая расчётной высоты почти в 158 километров, что заведомо больше, чем нужно для выигрыша приза. И капсула, и сама ракета возвращаются на землю на обычных парашютах. Никаких экзотических юбок, крыльев, воздушных шаров и летающих тарелок. Всё очень традиционно. Тяжёлый двухступенчатый вариант Starchaser 5 и капсула Thunderbird будут использоваться британской фирмой на рынке космического туризма (иллюстрация с сайта xprize. com).Кстати, о хороших традициях, Starchaser V —- Thunderstar оснащена аварийной системой спасения на старте, напоминающей таковую на "Союзах".Она должна увести в сторону капсулу с людьми, если что-то пойдёт не так. Её двигатель работает на перекиси водорода.

Испытания всех систем комплекса Starchaser V —- Thunderstar идут полным ходом, так что у британцев есть маленький шанс выиграть соревнования. Хотя Рутан, несомненно, ближе всех к этой цели. Ведь его космоплан уже летает. Но ведь победа в X PRIZE —- не единственная задача команды. Есть ещё космический туризм, многообещающий сектор рынка. Едва ли англичане всё бросят, если поймут, что смогут запустить свой аппарат лишь вторыми или даже пятыми. Статья о науки и техники получена: Membrana. ru

Категория: Обзоры | | Теги: техника, система Рейтинг: 0.0/0

Другие новости:

Закрученный дом выставляет наружу стальной скелет
Роботы-экстремисты: пропаганда, протест, революция
Пассажирским перевозкам в Москве дан «зеленый свет»
Наносенсоры внутри астронавтов предупредят о космической радиации
Летающий автомобиль CityHawk: готовность №2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: