По мере того, как усиливается раскол между пресловутым "золотым миллиардом" и странами третьего мира, зона военно-экономического влияния Соединённых Штатов демонстрирует постоянную тенденцию к сокращению. Соответственно, встаёт вопрос об изменении военной доктрины США и, естественно, самих средств её "реализации".Необходимость существенной модернизации средств наступательных вооружений (и в первую очередь - флота стратегической авиации) возникла после событий 11 сентября и начала серии операций возмездия. Уже с началом военных действий в Афганистане, когда военная машина США столкнулась с явным или же завуалированным нежеланием бывших союзников предоставить военные базы и транспортные коридоры для передвижения войск союзников, стало ясно, что нынешние "средства доставки" тринитротолуола и прочих взрывчатых веществ к местам дислокации видимого противника никуда не годятся. Тяжёлые стратегические бомбардировщики Б-52, прекрасно продемонстрировавшие себя во времена вьетнамской войны и операции "Буря в пустыне", оказались слишком тихоходными, а потому - малоэффективными в условиях, когда их главная база находилась за тысячи километров от Афганистана на территории британского острова Диего-Гарсия. Более современные сверхзвуковые Б-1Б, нуждающиеся в сложном и дорогом обслуживании, также не смогли проявить себя должным образом. Решением проблемы, как полагает Пентагон, должно стать создание истребителя-бомбардировщика нового поколения и прототипом для него, скорее всего, станет хорошо разрекламированный сверхсовременный многоцелевой истребитель F-22 Raptor. Эта машина, которой ещё только предстоит быть поставленной на вооружение ВВС США в 2005 году, способна летать на высотах до 20 тысяч метров над уровнем моря на скорости, вдвое превышающей скорость звука. Самолёт, которому пока присвоен рабочий индекс FB-22 ("FB" означает "Fighter-Bomber" - "истребитель-бомбардировщик"), скорее всего, будет иметь большую площадь плоскостей, увеличенный запас топлива и будет способен перевозить больший объём бомбовой нагрузки. Но главное состоит в ином: этот истребитель-бомбардировщик будет изначально создаваться для доставки к месту событий не обычного ракетного вооружения, а нового и самого любимого детища американских генералов - двадцати четырёх Small Diameter Bomb (SDB). То есть, так называемых "бомб малого диаметра", маломощного, но весьма интеллектуального оружия, оснащённого собственной системой глобального позиционирования GPS и способного поражать цель с точностью до нескольких сантиметров.
Тем не менее, судя по сообщениям западной прессы, далеко не все лица, ответственные за принятие решений в этой области, испытывают энтузиазм по поводу трансформации хорошего истребителя в "посредственный бомбардировщик".В частности, по мнению некоторых скептиков, даже сам F-22 вполне способен брать на борт SDB (хотя и в меньшем объёме), а проблему ограниченной дальности можно решить за счёт использования средств дозаправки в воздухе. Впрочем, сторонники создания FB-22 и здесь имеют свой контраргумент: американский флот летающих танкеров также основательно устарел. Автор этих строк, имевший удовольствие созерцать американские танкеры во время войны в Югославии, вынужден с ними согласиться: самолёты действительно не производят впечатления чуда техники и неоднократно становились причиной трений между войсками НАТО и принимающей стороной - Венгрией и Румынией. Тем временем, несмотря на то, что судьба FB-22 пока повисла в воздухе, в конструкторском бюро Lockheed Martin в обстановке строжайшей секретности полным ходом идут опытно-конструкторские разработки нового истребителя-бомбардировщика. Вся информация настолько засекречена, что общественности пока не представлены даже "концептуальные рисунки", которыми так любят потчевать местных налогоплательщиков. Пока известно лишь, что самолёт будет иметь дельтовидное крыло гораздо большей площади, чем у истребителя. Во-первых, для того, чтобы справиться с увеличившейся бомбовой нагрузкой, а во-вторых, с тем, чтобы увеличить объём топливных баков, размещённых в плоскостях.
По приблизительным оценкам, FB-22 сможет взять на 80% больше топлива, чем истребитель. Фюзеляж самолёта будет, скорее всего, будет длиннее на три метра, чтобы освободить место для более вместительного бомбового отсека. Но общая длина истребителя-бомбардировщика изменится всего... на полметра, поскольку конструкторы решили избавить самолёт от ненужного более хвостового оперения. Что касается проблемы двигательных установок, то конструкторы пока не склонны использовать в своём самолёте двигатели Pratt&Whitney F119, которые будут устанавливаться на F-22. Вопрос ещё не решён, но, очевидно, что это будут либо F135, созданные специально для перспективной машины F-35 Joint Strike Fighter, либо конкурирующая разработка F136 фирмы General Electric. С такими двигателями радиус действия самолёта вырастет до 3600 километров. Новая радарная система, позаимствованная с F-22, даст пилотам едва ли не фотореалистическое качество изображения цели, а также позволит засекать и идентифицировать радарные комплексы противника на расстоянии до 180 километров. А дальше уже, как говорится, дело техники. Кстати, именно в этом достоинстве самолёта разработчики видят наиболее эффективный вариант его применения.
Сценарий, созданный экспертами Lockheed Martin, выглядит примерно следующим образом. Звено бомбардировщиков B-2 и прикрывающих их истребителей F-35, также созданных с использованием технологии "stealth", тихонько "прокрадывается" на территорию противника к заданной цели. Поскольку засечь невидимок могут только очень мощные специализированные радарные комплексы, для борьбы с ними вперёд высылаются несколько сверхзвуковых истребителей-бомбардировщиков FB-22, которые при помощи своего интеллектуального оружия быстро и без особых повреждений для мирных жителей "погасят" вражескую ПВО. Пентагон ещё не принял однозначного решения относительно финансирования программы FB-22. Однако, как выразился Командующий ВВС США господин Роше, "чем лучше будет летать F-22, тем больше будет шансов у FB-22". Резонная мысль. Особенно, если учесть, что одна такая "птичка" будет стоить под 100 миллионов долларов. Статья о науки и техники получена: Membrana. ru