13:34 Соискатели X PRIZE: реактивный лифт примеряет юбку | |
Большинство команд суборбитальную траекторию понимают буквально - как огромную параболу. Способы достижения цели предложены самые разные. Тут и воздушный старт крылатого челнока с борта самолёта, и запуск реактивной капсулы с воздушного шара и классический горизонтальный взлёт космоплана с обычной аэродоромной полосы. Немало претендентов на приз спроектировали классическую ракету, которая должна возвращаться из небесных далей на парашюте. Минимальная инфраструктура, как надеются авторы ракеты, будет козырем в борьбе за X PRIZE (иллюстрация с сайта tgv-rockets. com).Из этого ряда выпадает машина Michelle-B от TGV Rockets. Во-первых, инженеры задумали строго вертикальный полёт и спуск точно в точку старта. Во-вторых, на этом аппарате не будет ни парашюта, ни крыльев. Michelle-B - это полностью многоразовая ракета: кроме топлива, расходных материалов или компонентов нет совсем. Она невелика - всего 11,4 метра высотой и 2,4 метра в диаметре. Сухой вес - восемь тонн. Заправленная же машина весит 27,8 тонны, в том числе одну тонну составляет полезный груз. Как уверяют в компании, параметры ракеты специально подобраны так, чтобы её можно было бы отправить практически в любую точку мира при помощи обычных воздушных, наземных и морских видов транспорта. Вторая идея фикс инженеров TGV Rockets - максимальное упрощение эксплуатации. Michelle-B не требует каких-либо наземных средств управления траекторией, систем навигации, связи или телеметрии. Авторы машины готовы раскрасить её в цвета спонсоров, но пока могут похвастать лишь собственными "фантазиями на тему" (иллюстрация с сайта tgv-rockets. com).Всё необходимое есть на самой ракете. Потому она может стартовать практически с пустого поля. На земле же нужны минимальные средства - главным образом заправочное оборудование. Кстати, двигатели ракеты работают на керосине и жидком кислороде. При этом на машине установлен минимум электроники - основное управление ляжет на плечи пилота. Это сделано не только ради безопасности (в компании считают, что люди лучше реагируют на нештатные ситуации), но в основном ради снижения стоимости аппарата. В течение всего вертикального полёта вверх и вниз курс будут корректировать с учётом ветра. Так что ракета должна вернуться точно в точку старта. А это значит, что та же наземная команда, с тем же оборудованием, сможет быстро подготовить Michelle-B к повторному полёту. Это опять-таки снижает расходы. Но что ещё важнее - повышает шанс компании на победу в X PRIZE. "Повторный полёт через две недели говорите? - улыбаются в TGV Rockets. - Да нам нужно лишь несколько часов, чтобы заправить ракету и проверить её системы. И снова возможен старт!"Складной волан или юбка - главное отличие Michelle-B от аппаратов конкурентов (иллюстрация с сайта tgv-rockets. com).Итак, ракета взлетает вертикально. Полторы минуты занимает разгон до скорости примерно 1,1 километр в секунду. Заметим, перегрузки (и при разгоне, и при торможении) не превысят 5 g. Затем аппарат продолжит подъём по инерции и к 200-й секунде полёта достигнет максимума высоты - 104 километра. Теперь скорость - ноль по всем направлениям. Из иллюминаторов открыт потрясающий вид. Машина начинает медленно проваливаться к земле. Не зря же авторы ракеты сравнивают её с лифтом. Лифтом, у которого не оборвался трос, а троса просто нет. Кабина "небесного лифта" будет обставлена по-спартански (иллюстрация с сайта tgv-rockets. com). На высоте примерно 30 километров скорость падения достигнет почти одного километра в секунду. Общее время невесомости составит к этому моменту примерно три минуты. И тут-то вокруг корпуса ракеты раскрывается нечто вроде перевёрнутого зонта, юбки или волана - как вам больше нравится. Аэродинамический тормоз должен постепенно снизить скорость падения до 50 метров в секунду. На высоте от 3 до 1,6 километра пилот включит маршевые ракетные двигатели. Те же самые, на которых аппарат взлетал. Двигатели позволяют дозировать тягу в широком диапазоне и нормально работают при падении машины на хвост. Именно реактивная струя окончательно замедлит аппарат, и он мягко опустится на свои "ноги". "Наш простой мини-фургон сделает для космоса то, что PC сделал для вычислений", - полагают в TGV Rockets. Даже если они проиграют этот забег - окажутся вторыми или десятыми - всё равно будут правы. Дело же, право, не в призовых миллионах. Статья о науки и техники получена: Membrana. ru | |
|
Другие новости:
Феномен Норильска - история Норильского промышленного района |
Голуби войны: птицы работают в головках самонаведения |
Ускоритель катеров разрезает спокойную воду винтом |
Трицикл - это трёхколёсный автомобиль |
Робот-старик чихает, храпит, икает и страдает маразмом |
Всего комментариев: 0 | |