13:10 Кочегары паровоза Inspiration атакуют мировой рекорд скорости | |
Британские инженеры строят гоночный автомобиль в стиле машин Бэтмена, пытаясь доказать всему миру, что пыхтящий и "чумазый" паровой привод - ошибочный стереотип, и пар может обрести второе дыхание с применением новых материалов и технологий. Команда инженеров, гонщиков и просто энтузиастов "Британский паровой автомобильный вызов" (British Steam Car Challenge) строит "Вдохновение" (Inspiration), чтобы побить рекорд скорости для автомобилей с паровым приводом. Гонщиков двое - Чарльз Барнетт (Charles Burnett) и Аннет Гетти (Annette Getty). Джентльмен и леди попеременно будут занимать место в кабине Inspiration, чтобы привести машину к мировому рекорду. И, что любопытно, рекорд скорости для паровых автомобилей держится с 1906 года. Тогда в США гонщик Фред Марриот (Fred Marriott) показал скорость 205,44 километра в час на паровом автомобиле, построенном братьями Стэнли (Stanley).Этот рекорд был зафиксирован Международной автомобильной федерацией (FIA), которой, кстати, в этом году исполнилось сто лет. Правда, в те годы у неё было иное название. Фред Мэрриот на паровике братьев Стэнли (фото с сайта steamcar. co. uk). British Steam Car Challenge упоминает и другой рекорд, также установленный в США, в конце 1980-х. Гонщик Боб Барбер (Bob Barber) на экспериментальном автомобиле с паровой турбиной развил 234,32 километра в час. Но этот рекорд зарегистрирован FIA не был, так что официально действующим осталось достижение 1906 года. Тут нужно сделать ещё одно отступление. А. В. Моравский в книге "История автомобиля" пишет, что в 1907 году тот же Марриот на том же самом автомобиле и на том же самом пляже Ормонд (теперь это пляж Дайтона), где проходил заезд годом ранее, ухитрился разогнаться до 288 километров в час. Но на такой скорости машина стала совершенно неуправляемой и вылетела в воду. Фред чудом остался жив. Рекорд, естественно, не засчитали. Как бы то ни было, британцы нацелились на достижение как минимум 320 километров в час и, в случае успеха, прежняя неразбериха с "паровыми" рекордами перестанет иметь значение. Конструктор автомобиля - мистер Боушер - говорит, что вырос близ железной дороги, среди настоящих паровозов (фото с сайта steamcar. co. uk). Главному конструктору команды Глайнну Боушеру (Glynne Bowsher) нужно было решить непростую задачу. Очень нелегко добиться от парового двигателя высокой мощности при малых размерах и весе установки. Мощность какого-нибудь старого паровоза может превышать тысячу лошадиных сил и две тысячи, но вес его 80, 100, а то и все 150 тонн. Да и размеры…Паровая установка Боушера будет развивать "всего" 300 лошадиных сил на валу (при оборотах турбины 12 тысяч в минуту), но зато поместится в узкий и низкий кузов стремительного "Вдохновения".Длина Inspiration, кстати, составляет 5,25 метра - ширина - 1,7 метра - высота - 1,1 метра. Аэродинамика машины весьма совершенна (иллюстрация с сайта steamcar. co. uk).Топливом будет служить сжиженный пропан. Четыре парогенератора (по 28 тонких горизонтальных трубок из жаростойкой нержавеющей стали в каждом), расположенные за спиной водителя (они, к слову, и занимают основной объём внутри автомобиля), будут поставлять паровой машине около 10 килограммов пара в минуту. Давление и температура пара составит 35 атмосфер и 385 градусов Цельсия. Каждым парогенератором можно управлять индивидуально, что должно повысить надёжность системы. На схеме хорошо видно расположение котлов-парогенераторов за спиной водителя. Турбина (справа) - расположена между задними колёсами (иллюстрации с сайта steamcar. co. uk).Пар будет направляться через четыре сопла на двухступенчатую паровую турбину, которая через понижающую передачу будет вращать задние колёса машины. Турбина имеет диаметр всего 33 сантиметра. Если не учитывать большие парогенераторы для неё, то эта турбина - удивительная концентрация такой мощности в небольшом объёме. Напомним, кстати, что в традиционных паровозах в качестве рабочей выступает поршневая машина, сильно проигрывающая турбине по всем параметрам. Нужно заметить, что кузов автомобиля имеет не только небольшую лобовую площадь, но и низкий коэффициент обтекаемости - всего 0,2.Автомобиль с необычайно низким уровнем вредных веществ в выхлопе ещё не построен, пока Inspiration существует в виде модели (фото с сайта news. bbc. co. uk). Во всяком случае, на эту величину рассчитывают инженеры, создающие проект ("живой" машины пока ещё нет). Так что можно прикинуть, что автомобиль сможет разогнаться и быстрее запланированных 320 километров в час. Очевидно, конструкция рекордной машины совершенно не рассчитана на повседневную эксплуатацию. Однако, когда авторы проекта говорят о выборе имени автомобиля, они говорят о вдохновении для "общественного сознания, умов будущего поколения инженеров, проектировщиков и изготовителей".То есть - рассчитывают, что паровой привод может вернуться и на серийные машины. А нужно заметить, что в первые десятилетия XX века по дорогам бегали паровые автомобили, внешне ничуть не отличающиеся от собратьев с двигателем внутреннего сгорания. Чистые, бесшумные, ничуть не напоминающие чадящие паровозы. ДВС выиграли эту гонку. Но с новыми технологиями пар может взять реванш. Хотя бы на грузовиках, где вес и размер мотора (а точнее - его котла) не так критичен, как на легковой машине. Главный козырь паровых машин - непрерывное, спокойное сгорание топлива при относительно невысоком давлении, в противовес взрывному периодическому сгоранию в обычных ДВС. Результат - очень низкое содержание диоксида углерода и оксидов азота в выхлопе паровых машин, особенно, если они "кормятся" газом (как "Вдохновение").Британская команда особо подчёркивает, что не просто надеется побить рекорд скорости для паровых автомобилей, но мечтает привлечь таким способом внимание общества к экологической чистоте паровиков. Старты готового автомобиля намечены на лето 2005 года. Сначала в Великобритании, а чуть позднее - в США - на знаменитом озере Бонневиль. Именно там должен состояться штурм планки в 320 километров в час. Статья о науки и техники получена: Membrana. ru | |
|
Другие новости:
Лазерные лучи ловят молекулы воды за хвост |
Красивый бизнес |
MagBeam: форменное надувательство космических парусов |
Американские военные в Афганистане: с нами Бог и роботы |
Ходячее кресло Toyota зовёт в будущее под музыку роботов |
Всего комментариев: 0 | |