Приветствую Вас Гость • Регистрация • Вход • RSS
Среда, 22.11.2017
Главная » 2011 » Март » 7 » Водород в автомобиле. Часть вторая: чистая энергия заряжает ДВС
13:44
Водород в автомобиле. Часть вторая: чистая энергия заряжает ДВС

Водород в автомобиле. Часть вторая: чистая энергия заряжает ДВСBMW и Mazda сделали ход конём, предложив постепенный перевод автотранспорта на водород. Если построить машины, способные питаться и водородом, и бензином, говорят японские и немецкие инженеры, то водородная революция получится "бархатной". А значит —- более реальной. Автостроители двух известных фирм преодолели все трудности, связанные с такой гибридизацией. Как и для авто на топливных элементах, которым предрекают скорый рассвет, создателям машин с водородным ДВС нужно было сперва решить, каким способом хранить водород в автомобиле.

Самый перспективный вариант —- металл-гидриды —- ёмкости со специальными сплавами, которые впитывают водород в свою кристаллическую решётку и отдают его при нагревании. Так достигается самая высокая безопасность хранения и самая высокая плотность упаковки топлива. Но это и самый хлопотный, и дальний по срокам массовой реализации вариант. Ближе к серийному производству топливные системы с баками, в которых водород хранится в газообразном виде под высоким давлением (300-350 атмосфер), либо в жидком виде, при сравнительно невысоком давлении, но низкой (253 градуса Цельсия ниже нуля) температуре.

Соответственно, в первом случае нам нужен баллон, рассчитанный на высокое давление, а во втором —- мощнейшая теплоизоляция. Первая роботизированная автозаправочная станция для жидкого водорода заработала в Мюнхене в 1999 году. Робот с помощью цифровой камеры находит лючок водородного бака, вставляет шланг и заправляет машину, после чего сам закрывает лючок. Первый вариант более опасен, но зато в таком баке водород может сохраняться долго. Во втором случае безопасность куда выше, но на неделю-другую водородный автомобиль на стоянку не поставишь. Точнее, поставишь, но водород хоть медленно, но будет нагреваться. Давление вырастет, и предохранительный клапан начнёт стравливать дорогое топливо в атмосферу.

Mazda выбрала вариант с баком высокого давления, BMW —- с жидким водородом. Немцы понимают все недостатки своей схемы, но сейчас BMW уже экспериментирует с необычной системой хранения, которую будет ставить на следующие свои водородные машины. Пока автомобиль эксплуатируется, из окружающей атмосферы вырабатывается жидкий воздух и закачивается в промежуток между стенками водородного бака и внешней теплоизоляцией. В таком баке водород почти не нагревается, пока испаряется жидкий воздух во внешней "рубашке".

С таким устройством, говорят в BMW, водород в бездействующей машине может сохраняться почти без потерь примерно 12 дней. Водородный Mini (иллюстрация с сайта bmwworld. com). Следующий важный вопрос —- способ подачи топлива в двигатель. Но здесь сначала нужно перейти, собственно, к автомобилям. BMW уже несколько лет эксплуатирует целый флот из опытных водородных "семёрок". Да, баварцы перевели на водород именно флагманскую модель. Заметим, первый автомобиль на водороде BMW построила в 1979 году, но лишь в последние несколько лет фирма буквально взорвалась новыми водородными авто. В рамках программы CleanEnergy в 1999-2001 годах BMW построила несколько двухтопливных (бензин/водород) "семёрок".Их 4,4-литровые V-образные 8-цилиндровые двигатели развивают на водороде 184 лошадиные силы.

На этом топливе (ёмкость в последней версии авто составляет 170 литров) лимузины могут пройти 300 километров, и ещё 650 километров —- на бензине (в машине оставлен стандартный бак).Также компания создала 12-цилиндровый двухтопливный двигатель, а ещё оснастила 4-цилиндровым 1,6-литровым водородным движком экспериментальный MINI Cooper. Сначала компания развивала впрыск газообразного водорода во впускные трубы (перед клапанами). Потом экспериментировала с непосредственным впрыском газообразного водорода (под большим давлением) непосредственно в цилиндр. А позже объявила, что, по всей видимости, впрыск жидкого водорода в область перед впускными клапанами, —- самый многообещающий вариант. Но окончательный выбор не сделан и изыскания в этой области будут продолжены. Mazda RX-8 Hydrogen Rotary Engine (иллюстрация с сайта h2cars. biz).У Mazda своя гордость: она приспособила под водород свои знаменитые роторные двигатели Ванкеля. Впервые такую машину японская компания построила в 1991 году, но это был чистый концепткар от бампера до бампера. А вот в январе 2004 года разорвалась бомба.

Японцы показали водородный (а точнее —- двухтопливный) вариант своего знаменитого спорткара RX-8.Его роторный мотор с собственным, кстати, именем RENESIS, завоевал титул "двигатель 2003 года", впервые в истории обставив на этом международном конкурсе классических поршневых соперников. И вот теперь RENESIS научили "есть" водород, сохранив и бензиновое питание. При этом японцы подчёркивают преимущество двигателя Ванкеля при такой конверсии. Водородный бак Mazda сертифицирован по японским и германским стандартам на баллоны высокого давления на 350 атмосфер (иллюстрация с сайта h2cars. biz). Перед впускными окнами в корпусе роторного мотора —- масса свободного места, где в отличие от тесной головки цилиндра поршневого ДВС легко разместить форсунки. Их две на каждую из двух секций RENESIS. В двигателе Ванкеля полости всасывания, сжатия, рабочего хода и выхлопа разделены (в то время как в обычном моторе —- это один и тот же цилиндр).Потому здесь не может произойти случайного преждевременного воспламенения водорода от "встречного огня", да и форсунки для впрыска работают всегда в благоприятной (в смысле долговечности), холодной зоне мотора. На водороде японский Ванкель развивает 110 лошадиных сил —- почти вдвое меньше, чем на бензине.

Вообще-то, в расчёте на вес водород энергетически более "содержательное" топливо, чем бензин. Но таковы настройки топливных систем, выбранные инженерами Mazda. Итак, BMW и Mazda нанесли двойной удар по стану сторонников топливных элементов. Хотя стоимость последних постоянно снижается, а технологии совершенствуются, не исключено, что именно серийные ДВС на водороде откроют новую эру на дорогах планеты. Вот прогноз баварцев. В последующие три года водородные заправки (хоть по одной) построят во всех западноевропейских столицах, а также на самых крупных трансъевропейских магистралях. Так же, как и баварцы, японские инженеры сохранили в RX-8 HRE бак для бензина (иллюстрация с сайта mazda. co. jp).До 2010 года первые двухтопливные авто появятся в магазинах. В 2015-м на дорогах их будет уже несколько тысяч.

В 2025 году четверть мирового автопарка будет питаться водородом. Какую пропорцию среди водородных машин составят машины с ДВС и авто на топливных элементах —- деликатные немцы уточнять не стали. Статья о науки и техники получена: Membrana. ru

Категория: Индустриальный мир | | Теги: система, наука Рейтинг: 0.0/0

Другие новости:

Военно-промышленный комплекс. Часть 2. Глава 5. Судостроительная промышленность СССР
Свет в начале, середине и конце тоннеля: подземная реклама оживает
Хихикающий софт тянет к монитору шестимесячных малышей
Неразменный пропан вырабатывает даровую энергию
Ogg Vorbis —- бесплатный кодек в каждый плеер?
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: